Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Доллар шел на рекорд, но все изменилось. Каких курсов теперь ждать на неделе?
  2. Лукашенко назначил двух новых министров
  3. Лукашенко принял закон, который «убьет» часть предпринимателей. Им осталось «жить» меньше девяти месяцев
  4. В Беларуси растет заболеваемость инфекцией, о которой «все забыли»
  5. «Когда рубль бабахнет, все скажут: „Что-то тут неправильно“». Экономист Данейко — о неизбежности изменений и чем стоит гордиться беларусам
  6. Национальность Брежнева и имя Андропова, бандитизм Сталина и отсидка Королева. Какие факты из биографий известных людей скрывали в СССР
  7. Эксперты рассказали, как удар по судну «Коммуна» навредит Черноморскому флоту России и сократит количество обстрелов Украины «Калибрами»
  8. Эксперты: Россия может активизировать наступление, пользуясь «окном» до поступления помощи США
Чытаць па-беларуску


EU NEIGHBOURS east,

Мы говорим с художницей Аленой Грибенчук за пару дней до ее отъезда в испанскую столицу оливок — Баэну. На недельную поездку по гранту от EU4Culture у 23-летней белоруски большие планы: не только предсказуемый культурный обмен с местными творцами, но и вполне осязаемая задача — совместный мурал. В эпоху войны и обрыва многих привычных связей между странами наш разговор поначалу кажется странным приветом из прошлого, но нет: осенью 2022 года культурные трансграничные программы Евросоюза продолжаются — в том числе для белорусов.

Материал подготовлен при поддержке проекта «EU NEIGHBOURS east».

Алена Грибенчук
Алена Грибенчук

Лично

— Проект поездки индивидуальный, я его автор. Уже бывала в Баэне по своей инициативе, тоже создавала мурал, а сейчас меня пригласил сделать это сам муниципалитет, — рассказывает Алена.

Художница оформила идею в заявку: весной 2022-го как раз был объявлен первый конкурс EU4Culture. Проект Алены успешно прошел отбор среди 95 кандидатов, получив финансирование, как и 33 другие инициативы.

Такие программы работают не с доступом к готовому набору активностей типа выставок и конференций, а с личными проектами деятелей культуры, выдавая гранты под развитие собственных идей — хотя уже существующие мероприятия и могут быть их частью. В Европе традиционно действует много подобных инициатив, государственных и частных: система культурных грантов работает и в отдельных странах, и на общеевропейском уровне.

Особенность этой программы — в том, что это не чисто внутренняя история, а «культурное крыло» Восточного партнерства: проекта Евросоюза с 13-летней историей по улучшению связей между государствами на континенте.

EU4Culture поддерживает профессионалов области культуры этих стран, причем все трактуется максимально широко: профессионалами никто не стесняется считать недавних и даже действующих студентов, а под «областью культуры» понимать рекламу и маркетинг.

— Ценность не только в возможности самовыразиться. Ты устанавливаешь связи, лично знакомишься с единомышленниками, рождаешь совместные проекты и тут же договариваешься об их реализации. Это столь же важно, — считает Алена.

Алена Грибенчук
Алена Грибенчук

По ее словам, европейцы с большим интересом относятся к белорусской культуре: для тех же испанцев, с которыми художница поработала уже во второй раз, Беларусь — «что-то очень далекое, даже экзотичное… То, с чем они охотно знакомятся. Просто потому что ничего о ней не знают».

Взаимно

— Мы должны продолжать чувствовать этот пульс, — говорит нам Рустис Камунтавичус, куратор одного из белорусских получателей гранта в литовском Каунасе.

Фото: rustis.lt
Рустис Камунтавичус. Фото: rustis.lt

Рустис — кандидат исторических наук и директор Института ВКЛ. Он исследует общее прошлое литовцев, поляков, белорусов и украинцев: по его мнению, одна из проблем современной Европы в том, что жители разных стран взаимно ничего не знают о соседях. Поэтому такие проекты наш собеседник рассматривает совсем не как благотворительность.

— Конечно, такие проекты важны для стран восточнее Евросоюза, но нельзя говорить, что это исключительно помощь для них — картина будет неполной. Это помогает и нам, европейцам. Нам надо знать своих соседей! На самом деле, с момента развала Советского Союза мы не особо углублялись в ситуацию друг у друга… А потом неожиданно для нас вдруг появилась АЭС в 30 километрах от Вильнюса. Затем вдруг началась война. Сейчас мы все думаем только о том, чтобы эта война закончилась. Но когда она закончится — нам ведь надо будет как-то общаться. Если мы не будем знать друг друга, не будем иметь научно-культурных контактов… Мы снова столкнемся с теми же самыми проблемами. Каждый такой приезд художников и активистов, каждая стипендия, каждый общий проект — думаю, они очень важны и нужны обеим сторонам, — объясняет Рустис.

К ближайшему будущему ученый не настроен оптимистично: по его мнению, дальше вполне может быть еще хуже. Это давно влияет и на чисто человеческие отношения.

Алена Грибенчук
Алена Грибенчук

Правда, научно-культурная среда все же старается сохранить связи и взаимное понимание ситуации. С тем, чтобы это взаимопонимание оставалось, и работает EU4Culture.

Надолго

Когда этот материал уже готовился к публикации, Алена опубликовала результат поездки в Баэну: как и планировалось, мурал нарисован совместно с андалусийскими художниками.

Мурал, который создала Алена Грибенчук, Баэна, Испания
Мурал, который создала Алена Грибенчук, Баэна, Испания

Проект Алены — один из 34 отобранных, осуществляемых белорусами под эгидой EU4Culture в 2022 году, всего же организаторы приняли 95 заявок. Затем будут новые отборы кандидатов: программа работает ежегодно до 2024 года, а ближайший отбор стартует в январе 2023 года, и следить за его новостями можно здесь.

Прежними останутся и правила: подавать заявки могут любые представители культурного-творческого сектора, а продолжительность их проектов мобильности может варьироваться от 7 дней до 12 недель: кроме того, на 2023-й запланирован набор заявок с культурными и кросс-инновационными проектами длительностью до года и на сумму от 3000 до 25 000 евро. Точки назначения — страны ЕС, страны-партнеры ЕС и другие страны Европы.