Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Палата представителей Конгресса США проголосовала за предоставление пакета помощи Украине на 61 миллиард долларов
  2. На свободу вышел экс-кандидат в президенты Андрей Дмитриев
  3. Национальность Брежнева и имя Андропова, бандитизм Сталина и отсидка Королева. Какие факты из биографий известных людей скрывали в СССР
  4. Мобильные операторы вводят очередные изменения для клиентов
  5. С 1 июня повысят тарифы на отопление и подогрев воды. Рост — почти на четверть
  6. Доллар шел на рекорд, но все изменилось. Каких курсов теперь ждать на неделе?
  7. В мае беларусов ожидают «лишние» выходные. О каких нюансах важно знать нанимателям и работникам
  8. Эксперты: Россия может активизировать наступление, пользуясь «окном» до поступления помощи США


На днях на американской платформе eBay, среди прочего предоставляющей площадку для проведения интернет-аукционов, появился лот: пользователь под ником saintsrelics предлагает покупателям предмет, который заявлен как мощи Евфросинии Полоцкой. Точнее, речь идет о серебряном реликварии с частью ее тела. Объясняем, что не так в этой странной истории.

Кто такая Евфросиния и что известно о ее мощах

Объявление о продаже появилось на сайте 30 января. Стартовая цена составляла 888,88 доллара. К моменту публикации этого материала восемь участников торгов сделали 26 ставок, в результате чего цена возросла уже до 1777 долларов. Это неудивительно, ведь Евфросиния — одна из знаковых личностей в истории православия и истории Беларуси.

Сама Евфросиния почитается как покровительница и просветительница Беларуси. По мнению историков, будучи дочерью витебского князя Святослава Всеславича, она отказалась от династического брака, приняла монашеский постриг, а затем во время службы в монастыре переписывала и переводила книги. На ее средства были построены две церкви в Полоцке, а также два монастыря под городом, ставшие центрами просвещения. По заказу Евфросинии известный мастер Лазарь Богша создал крест, вошедший в историю как крест Евфросинии Полоцкой. Это произведение искусства исчезло в 1941 году. Скорее всего, оно находится в одном из московских монастырей.

Но у специалистов лот, размещенный на eBay, вызывает большие сомнения.

Реликварий, в котором якобы хранятся мощи Ефросиньи Полоцкой. Фото: ebayimg.com
Реликварий, в котором якобы хранятся мощи Евфросинии Полоцкой. Фото: ebayimg.com

Евфросиния умерла в 1167 году в Иерусалиме во время паломничества на Святую Землю. Ее мощи были перенесены в Киев и только в начале ХХ века, еще во времена Российской империи, перезахоронены в родном Полоцке. После революции они вынужденно путешествовали, их трижды вскрывали для изучения: в Ростове (1920), Полоцке (1920) и Витебске (1922).

До Второй мировой войны мощи находились в Витебском губернском историко-археологическом музее. После нападения нацистов гробницу из-за громоздкости и тяжести эвакуировать не смогли. В 1943-м ее вернули в Полоцк, в местный Спасо-Преображенский храм, где она находится до сих пор. Никто — ни представители церкви, ни ученые — никогда и нигде не заявляли и не писали об утере части мощей. Это уже повод для скепсиса по поводу размещенного лота.

Мощи от епископа-латыша

Разместивший лот пользователь saintsrelics, судя по другим его товарам, специализируется на продаже религиозных артефактов. В качестве доказательства он приложил к мощам документ на латинском языке, подписанный католическим епископом Болеславом Слоскансом и скрепленный его печатью. Это священник, латыш по национальности. С сентября 1924-го до конца 1925 года он некоторое время служил в одном из витебских храмов. Вскрытие мощей в этом городе, как мы помним, прошло за два года до этого. Поэтому фраза в документе, выставленном на продажу вместе с лотом, — «Реликварий опечатан архиерейскими печатями, не вскрывался. Все пломбы, резьба целы!» — вполне могла бы быть реальной. Но к документу остаются несколько вопросов.

Болеслав Слосканс. Фото: Lou tresor, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Болеслав Слосканс. Фото: Lou tresor, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Вскрытие 1922 года проводилось при участии государства и прессы — Слосканс на нем не присутствовал. Соответственно, каким-то образом изъять их часть в тот момент он не мог. Затем мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, после чего разместили в витебском музее. Лишь после этого священник приехал служить в город.

Можно представить фантастический вариант, что Слосканс, служа в Витебске или во время более поздних визитов в город, каким-то образом получил часть мощей (хотя в это верится с трудом, технически это было сделать очень сложно). Но в таком случае ему было бы крайне сложно сохранить реликвию, учитывая сложную судьбу священника. Уже в конце 1925-го его отправили на службу в Ленинград (современный Санкт-Петербург), а затем в 1926-м назначили апостольским администратором Минским и Могилевским. В сентябре 1927-го Слосканса арестовали и отправили в лагерь на Соловках, где он пробыл три года. Затем епископ вернулся в Могилев, но уже через неделю его снова выслали в Сибирь, где он прошел несколько тюрем, ссылку и пробыл там суммарно еще три года. А в 1933-м его выслали в Латвию, обменяв на задержанного там коммунистического агента.

Документ, якобы подтверждающий наличие мощей Ефросиньи Полоцкой. Фото: ebayimg.com
Документ, якобы подтверждающий аутентичность мощей Евфросинии Полоцкой. Фото: ebayimg.com

Все это время мощи находись в Витебске. Получить к ним доступ в 1926-м, в 1930-м или 1933-м епископ не мог. Остаются два варианта. Первый — Слосканс изъял часть мощей в 1924−25 годах и хранил их на протяжении шести лет, переходя из тюрьмы в тюрьму. Согласитесь, звучит (учитывая постоянные обыски) совершенно фантастически. Второй — епископ каким-то образом передал реликвию на Запад сразу после изъятия. Звучит также крайне сомнительно, вывезти что-то из СССР через западную границу было непросто. Да и Слосканс, неоднократно страдавший за веру, меньше всего похож на человека, который утаил бы такую находку.

И все же предположим, что имел место последний сценарий. Тем более что в описании к лоту, выставленному на продажу, имеется отметка «из коллекции семьи Слоскансов». Но из биографии епископа известно, что в 1944-м его восьмидесятилетняя мать и брат «были заживо сожжены в своем доме, другой брат отправлен в Сибирь, где и погиб, а сестра, вернувшись с сибирской каторги, вскоре умерла от истощения». Никаких родных у Слосканса не осталось (тем более на Западе, где он был один). Детей у него как у католического священника не было. А значит, хранить эти реликвии были просто некому.

Но и это еще не все. Специалисты опубликовали в соцсетях фотографии почерка и подписи Слосканса. На них видно, что почерк и печать на реальном документе и том, что выставлен на продажу, совершенно не совпадают. Специалисты также отмечали в латинском тексте есть грамматические ошибки, использование нехарактерных терминов. Например, в тексте упоминается архидиоцезия Минско-Могилевская, но она была создана лишь в 1991 году. Поэтому можно однозначно утверждать, что документ подделан.

Несуществующая княжна

В процессе обсуждения этого текста среди ученых возникла еще одна версия. В упомянутом документе на латинском языке не встречается имя Евфросиния, зато упоминается Пракседа. Под этим именем известна Параскева Полоцкая, легендарная полоцкая княжна XII века. Она якобы была дочерью полоцкого князя Рогволода-Василя и основала Спасо-Преображенский монастырь в Полоцке, несколько лет жила в Риме. В 1239-м умерла и в 1273-м была причислена к лику святых. Сомнения в ее существовании были уже у авторов хроник, создававшихся в Великом княжества Литовском. Еще в конце ХIХ века отмечалось, что этой княжны «не было и что она — одно лицо с действительно жившей преподобной Евфросинией Полоцкой».

Реликварий, в котором якобы хранятся мощи Ефросиньи Полоцкой. Фото: ebayimg.com
Реликварий, в котором якобы хранятся мощи Евфросинии Полоцкой. Фото: ebayimg.com

Никаких доказательств о реальном существовании этой женщины с того времени не появилось. Наоборот, историки однозначно уверены, что легенда о ней была создана, чтобы заместить культ Евфросинии Полоцкой, связав местную православную традицию с католической церковью и правящей династией. Об этом в своей статье, вышедшей в научном сборнике «Белорусская старина», в частности пишет кандидат исторических наук Валерий Поздняков. Поэтому и Параскева не могла быть связана с мощами, выставленными на продажу.