Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала


В субботу, 16 сентября, состоялась крупнейшая белорусская театральная премьера этого года. На сцене лондонского театра Barbican представили оперу «Дикая охота короля Стаха» Белорусского свободного театра в постановке Николая Халезина и Натальи Коляды. В тот же день отзыв на постановку опубликовал The Reviews Hub — портал, освещающий театральную жизнь Великобритании. Еще одна рецензия появилась на сайте Time Out, который рассказывает о городской культуре Лондона и других городов мира. Рассказываем, как лондонские критики оценили белорусскую премьеру.

«Приспешники Дикой охоты в масках Плетеного человека». Рецензия в The Reviews Hub

Критик Адам Стивенсон называет роман Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», на сюжете которого основана опера, «готическим». Он обращает внимание на то, что труппа Белорусского свободного театра подвергалась преследованиям у себя на родине. И называет «непримиримую» белорусскоязычную постановку «величайшим политическим заявлением» — ведь использование белорусского языка в Беларуси ограничивается Александром Лукашенко, который находится у власти с 1994 года.

Премьера оперы "Дикая охота короля Стаха" Белорусского свободного театра в театре Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin
Премьера оперы «Дикая охота короля Стаха» Белорусского свободного театра в театре Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin

Не проходит мимо внимания критика и связь между событиями в Беларуси и Украине, о которой несколько раз напоминают авторы постановки. Зрителям раздавали открытки с картинками, нарисованными детьми, которые пострадали от репрессий в Беларуси и войны в Украине. Исполнители ведущих партий Тамара Калинкина и Андрей Бондаренко — граждане Украины. А на занавесе актеры выносят вместе с белорусским бело-красно-белым флагом, запрещенным режимом Лукашенко, и сине-желтый флаг Украины.

Кратко пересказывая сюжет оперы, Стивенсон обращает внимание на его сходство с одной из повестей Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе:

«Это немного похоже на „Собаку Баскервилей“, где главный герой должен сохранить ослабевающее здравомыслие и добраться до настоящих злодеев, которые скрываются за призрачными событиями».

По мнению критика, постановка использует упрощенную логику книги и изображает многие события упрощенно и абстрактно — из-за чего следить за сюжетными поворотами без знания исходной повести Короткевича может быть сложно. Стивенсон называет «странным и поразительным зрелищем» метафорическое изображение в постановке описанной в книге дуэли в кромешной тьме, но утверждает, что в этот момент не совсем понятно, что происходит и почему.

Зато новая постановка от Белорусского свободного театра преуспевает в ярких, своеобразных образах. Здесь есть неземные парящие фигуры в полупрозрачных тканях, есть приспешники «Дикой охоты» в масках Плетеного человека. Одна из тем книги — упадок местных элит, которых актеры изображают чудовищными и жалкими, отчаянно пытающимися удержать хоть какие-то остатки власти и богатства.

Премьера оперы "Дикая охота короля Стаха" Белорусского свободного театра в театре Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin
Премьера оперы «Дикая охота короля Стаха» Белорусского свободного театра в Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin

В постановке используется экран, на который проецируются английский перевод реплик и видеоизображения, дополняющие происходящее на сцене. Удачной идеей, по мнению Стивенсона, стало использование в некоторых эпизодах в качестве экрана конуса из полупрозрачной ткани, с помощью которого слова и образы окружают актеров. Особенно эффектно это выглядит в сцене погони лошадей «Дикой охоты» за героями.

Автор рецензии в The Reviews Hub оценивает пение исполнителей как превосходное. Голос Андрея Бондаренко теплый и чистый, а Тамара Калинкина сумела наполнить партию Надежды Яновской постоянным страхом. Под стать им исполняют свои партии и Ирина Житинская с Александром Чувпило.

Музыку Ольги Подгайской Стивенсон называет атмосферной, но легко забывающейся. Она работает, скорее, как фон для визуальных эффектов — а не как отдельный и значимый сам по себе элемент. По мнению критика, это может быть умышленным ходом — ведь Подгайская специализируется на создании музыки для немого кино.

В целом Адам Стивенсон называет «Дикую охоту короля Стаха» амбициозной и уникальной оперой с яркими визуальными эффектами и побуждающей к размышлениям атмосферой, обилие которых иногда перегружает историю и делает ее внешне алогичной.

Потрясающе, но немного непонятно. Рецензия от Time Out

Театральный критик Анджей Луковски на премьере «Дикой охоты короля Стаха» совершил, по его словам, музыкально и визуально потрясающее, но не совсем понятное погружение в мир оперы мощного Белорусского свободного театра.

Автор Time Out связывает сюжеты постановок театра с необычной историей его труппы, которая вынуждена была бежать из родной страны под страхом тюремного заключения или чего похуже. Естественно, что репертуар театра сосредоточен на нарушениях прав человека и стирании белорусской культуры и истории собственным правительством.

Митинг белорусских журналистов в защиту свободы прессы, 30 августа 1997 года. Фото: Reuters
Митинг белорусских журналистов в защиту свободы прессы. В центре Николай Халезин. 30 августа 1997 года. Фото: Reuters

Оперу Луковски называет достаточно буквальной постановкой произведения Владимира Короткевича о молодом фольклористе, который столкнулся в загадочном замке со сверхъестественными на первый взгляд событиями. Луковски честно признается, что при написании рецензии ознакомился с кратким содержанием повести в «Википедии», потому что главная, по его мнению, проблема оперы — это то, что ее сюжет находится на грани непостижимости.

Общий ход повествования угадывается: человек попал в жуткий замок, появляются жуткие призраки… Но либретто Андрея Ходановича, по мнению Луковски, бешено прыгает, резко вбрасывая в повествование новых персонажей и внезапно расширяя масштаб действия далеко за пределы первоначального замка в болотах. Еще больше сложностей для зрителя, не владеющего белорусским языком, добавляет туман, который постоянно клубится по сцене и перекрывает англоязычные субтитры.

По мнению критика, постановке могла навредить склонность Николая Халезина и Натальи Коляды к резким прыжкам между яркими образами — тогда как «Дикая охота короля Стаха» могла извлечь выгоду из более традиционных драматургии и структуры.

Музыку Ольги Подгайской критик считает «абсолютно феноменальной». Он называет настойчивым и захватывающим полукошмарный и полусонный звуковой ландшафт, сконструированный с помощью приглушенного фортепиано и искаженных струнных. Луковски очень хорошо отзывается о сопрано Калинкиной и баритоне Бондаренко.

Визуальное оформление от видеодизайнера Дмитрия Гука критик называет потрясающим. Особенно ему понравилась упоминавшаяся и в отзыве Стивенсона сцена погони «Дикой охоты» за главными героями. На сцену дуэли в кромешной тьме Луковски тоже обратил внимание: он назвал ее «сбивающей с толку», но «визуально восхитительной».

Театре Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin
Театр Barbacan в Лондоне. 16 сентября 2023 года. Фото: facebook.com/nikolai.khalezin

По мнению критика, проблема оперы заключается в том, что предыдущие постановки Белорусского свободного театра перед появлением в Лондоне оттачивались во время турне или в Беларуси. Но «Дикая охота короля Стаха» слишком масштабна для гастролей, а вариант с Беларусью сейчас невозможен. С учетом этого, как полагает Луковски, такое технически сложное шоу работало невероятно хорошо. После доработок оно вполне может стать еще лучше, потому что «из его заколдованных проходов пытается выбраться что-то действительно экстраординарное».