Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
Чытаць па-беларуску


Сегодня, 25 марта, беларусы по всему миру отмечают День Воли. В 1918 году в этот день была провозглашена независимость Беларусской Народной Республики — первого государственного образования, которое отождествляется с современной страной и ее народом. Государственным флагом БНР выбрали бело-красно-белый. Рассказываем о человеке, который придумал его и благодаря которому он стал, без преувеличения, народным и национальным символом беларусов, — об архитекторе Клавдии Дуж-Душевском.

Как появился БЧБ-флаг

Иногда в интернете или даже в литературе можно встретить упоминание о легенде. В ней рассказывается о битве, во время которой князь снял с себя белую повязку, намокшую от крови, и под этим импровизированным знаменем повел войско к победе. Но такой легенды в беларусском фольклоре нет. Эта история появилась уже в ХХ веке — например, она упоминалась в изложении языковеда Винцука Вячорки в одном из школьных учебников, изданных в начале 1990-х годов.

Легенда пра БЧБ-сцяг у адным са школьных дапаможнікаў, выдадзеных у Беларусі напачатку 1990-х гадоў. Фота: facebook.com/binklby
Легенда о БЧБ-флаге в одном из школьных пособий, изданных в Беларуси в начале 1990-х годов. Фото: facebook.com/binklby

На самом деле наш флаг придумал Клавдий Дуж-Душевский. Когда это произошло, к сожалению, точно не известно. Этот деятель не оставил даты утверждения своего эскиза. Не осталось в истории и фамилий людей, принимавших его работу. Ведь за создание флага он взялся после того, как к нему в столице Российской империи Петрограде (там Клавдий работал в Беларусском обществе помощи пострадавшим от войны) обратились соотечественники с просьбой устранить пробел: у беларусов есть герб «Погоня», но нет своего флага.

В воспоминаниях за 1934 год Дуж-Душевский утверждал, что эскизов было несколько: «Беларусы считали своим государственным флагом тот же, что и литовцы, то есть белую „Погоню“ на красном поле, но национального флага не было. Мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, и один из них был принят: именно бело-красно-белый. С тех пор этот флаг и считается беларусским».

Клавдий Дуж-Душевский. Изображение опубликовано в книге Владимира Орлова и Змицера Герасимовича "Краіна Беларусь. Ілюстраваная гісторыя" (2003), commons.wikimedia.org
Клавдий Дуж-Душевский. Фото: книга Владимира Орлова и Змитера Герасимовича «Краіна Беларусь. Ілюстраваная гісторыя» (2003), commons.wikimedia.org

Какие это варианты, точно не известно. В 1968 году исследователь Адам Мальдис записал воспоминания Язэпа Дылы — последнего оставшегося в живых представителя большевистского Временного правительства БССР. Тот утверждал, что на Всебеларусском съезде, который прошел в 1917 году, якобы использовался красно-бело-голубой флаг. Но других свидетельств об этом символе нет. Поэтому мы до сих пор не знаем, что это — ошибка или фальсификация. Ведь относительно цветов сомнений у Дуж-Душевского почти не было — он сразу знал, что это будут белый и красный.

Белый и красный цвета постоянно использовались в народной культуре беларусов. Это почти генетический код нации. Белый и красный присутствовали в быту, в одежде. Красными нитями ткали узоры на полотенцах, красным поясом подпоясывали белую рубашку.

Но самое главное, что флаги стран обычно являются производными от гербов. Проще говоря, они схематично передают цвета гербов. Национальный исторический герб Беларуси — «Погоня». Она стала государственным символом в Великом княжестве Литовском во второй половине XIV века, хотя ее первый образ известен с более ранних времен. Еще в 1278 году в «Хронике Литовской и Жемойтской» она упоминается как знак князя Наримунта. Даже при российских императорах «Погоня» оставалась на гербах многих беларусских городов.

«В давние времена первичным символом был герб, а флаги были совершенно разные, — объясняли специалисты порталу TUT.BY. — Чаще всего в качестве „государственных“ использовались флаги (штандарты) монархов. Постепенно появляется традиция именно государственных флагов — в европейских странах их распространение (за некоторыми исключениями) происходило в XIX — начале XX века».

Образцы наклеек с бело-красно-белым флагом. Фото: Aliexpress
Примеры наклеек с бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня». Фото: Aliexpress

По словам исследователей, цвета БЧБ-флага появились не просто так, ведь он ассоциируется именно с «Погоней»: «Флаг — производный от герба. <…> У „Погони“ (на алом поле серебряный всадник, вооруженный мечом) два цвета — алый (геральдический „красный“) и серебряный (геральдический „белый“). Алый цвет относится к „эмалям“, серебряный — к „металлам“ (это группы цветов в геральдике). Эмали и металлы должны чередоваться».

Поэтому бело-красная цветовая гамма, придуманная Дуж-Душевским, соответствовала традициям беларусов, а также всем геральдическим правилам.

Оставалось расположить эти цвета в определенном порядке. В сети существует легенда о том, как возник утвержденный эскиз: «Февральским вечером 1917-го Клаудиуш, перебирая старые книги, пытался снова и снова изобрести национальный флаг, который должен был стать символом возрожденной Беларуси. С цветами все было понятно (белый и красный), но проблемой оставался рисунок. Поиском решения задачи мешала дискуссия, которую в соседней комнате вели друзья по движению пробуждения. Вдруг один из них с криком „Где два беларуса, там три партии“ выскочил из помещения как ошпаренный. Это стало толчком, который привел Клаудиуша к открытию: две белые полосы на трехполосном флаге. Утром бело-красно-белый флаг был утвержден как красивый, лаконичный и соответствующий законам геральдики».

Впервые (речь о документально подтвержденном факте) БЧБ-флаг появился в марте 1917 года на здании упомянутого Беларусского общества помощи пострадавшим от войны в Петрограде.

«Неўзабаве Сцяг рушыў у Беларусь. 12 сакавiка ў Менску адбылося масавае свята — нацыянальны Дзень беларускага значка. У гэты дзень бел-чырвона-белыя значкi, какарды і сцяжкi можна было пабачыць паўсюль на вулiцах. Сцягi, пашытыя паводле эскiза Дуж-Душэўскага, былi разасланыя ў мясцовыя арганiзацыi. Радаслаў Астроўскi (беларусский политический деятель. — Прим. ред.) сведчыў, што ён сам атрымаў Сцяг у траўнi 17-га ў Слуцку, дзе ў той час працаваў. На тым Сцягу было вышыта золатам: „Няхай жыве вольная Беларусь“. У снежнi 1917 года ў Менску падчас Усебеларускага з’езду бел-чырвона-белы сцяг ужо аднадушна ўважаўся за нацыянальны сымбаль Беларусi…» — писала «Наша Ніва».

Открытка времен БНР. Фото: wikimedia.org
Открытка времен БНР с цитатой Франтишка Богушевича. Фото: commons.wikimedia.org

Как отмечала историк Дорота Михалюк в книге «Беларусская Народная Республика 1918−1920 гг.: у истоков беларусской государственности», на Всебеларусском съезде «большевистский комиссар из Латвии Резовский устно унизил беларусский штандарт, назвав его „трехцветной тряпкой“, и добивался, чтобы его убрали. Реакция присутствующих свидетельствовала об их сильной эмоциональной связи с бело-красно-белыми цветами, а также о признании их национальным символом. Участники съезда успокоились только благодаря поведению делегата беларусских военных генерала Алексеевского, который вышел перед делегатами вместе с моряком и солдатом, а потом поцеловал штандарт. Плишевич, крестьянин из Минской губернии, призвал собравшихся: „Нужно защищать флаг и чтить его!“»

В августе 1918 года БЧБ-флаг стал одним из государственных символов БНР. Дело жизни Дуж-Душевского было выполнено.

Считал себя поляком, но стал беларусом

Клавдий Дуж-Душевский родился в 1891 году в Глубоком. Сейчас это город, тогда — местечко Виленской губернии. Его родители считали себя «беларусами польской культуры». В семье было несколько старших дочерей. Клавдий стал первым и единственным сыном в семье, благодаря чему во время Первой мировой войны избежал призыва в царскую армию.

Его предки участвовали в борьбе против России. Прадед по линии матери погиб во время восстания 1831 года, дед — во время восстания 1863 года, а сама мать первые годы жизни провела в виленской Антокольской тюрьме. По этой линии предки Клавдия были шляхтой.

Отец же происходил из крестьян, но зарабатывал в другой сфере. «Мае дзядзька і бацька былі будаўнікамі. З юных гадоў я ўдзельнічаў у будаўніцтве, дапамагаў майстрам, чарціў, складаў каштарысы дамоў, касцёла, будаўніцтва шашы і невялікіх мастоў. З’яўляючыся вучнем старэйшых класаў, я ужо кіраваў невялікімі будаўнічымі працамі і па ўказаннях бацькі складаў праекты», — вспоминал создатель БЧБ в автобиографии.

Клаўдзій Дуж-Душэўскі, студэнт Пецярбургскага горнага інстытута ў 1912 годзе. Фота: Isaac Tzinovek (Aizik Cinovec), facebook.com/groups/zapisybelarusaveda, commons.wikimedia.org
Клавдий Дуж-Душевский, студент Петербургского горного института, в 1912 году. Фото: Isaac Tzinovek (Aizik Cinovec), facebook.com/groups/zapisybelarusaveda, commons.wikimedia.org

В 1899 году Клавдий переехал в Вильно вместе с матерью, чтобы получить образование. Цель была достигнута: он поступил в начальную школу, после ее окончания — в реальное училище. В это время беларус участвовал в польских конспирационных кружках. Его жизнь изменила встреча, состоявшаяся в 1910 году в одном из книжных магазинов. Там продавались беларусские книги. Перебирая их, Клавдий заметил одному из посетителей, что у беларусов бедная история.

«Раптам скуль узяўся чалавек лысы, няголены, з круглым чалом і, ідучы яшчэ, паднятым голасам стаў гаварыць: „Як, мы не маем гісторыі? Скажыце, калі ласка, хто мае багацейшую гісторыю, чым мы, беларусы?“ Зразу ён мне насыпаў так шмат, што перавярнуў усю маю гістарычную веду… Гэта быў Ластоўскі», — вспоминал Дуж-Душевский.

Речь о Вацлаве Ластовском, также уроженце Глубокого — знаменитом общественном деятеле, писателе и ученом. Он только что опубликовал свою первую книгу «Кароткая гісторыя Беларусі», а в будущем станет премьер-министром БНР.

Скоро состоялось знакомство Дуж-Душевского с другими представителями беларусского национального движения: братьями Антоном и Иваном Луцкевичами, Вацлавом Ивановским. «Я хутка зразумеў, што я не паляк, і адразу далучыўся да руху беларускага абуджэння. Ужо пачаў чытаць лекцыі на беларускія тэмы ў польскіх гуртках, дзе мяне лічылі беларусам», — писал создатель БЧБ.

В 1912-м он окончил училище и переехал в столицу империи — поступил в Петербургский горный институт, где учился следующие семь лет. «Будучы студэнтам, я працаваў у розных галінах, як практыкант на заводах, у шахтах і г. д. У Сібіры самастойна працаваў на гідрагеалагічных працах, спачатку як майстар, пазней як гідратэхнік. У Жыгулеве на Волзе працаваў на цэментным заводзе», — вспоминал Дуж-Душевский.

Клавдий Дуж-Душевский (слева) и Кастусь Езавитов. Рига, декабрь 1919 года. Фото: pawet.net, commons.wikimedia.org
Клавдий Дуж-Душевский (слева) и Константин Езовитов. Рига, декабрь 1919 года. Фото: pawet.net, commons.wikimedia.org

А в свободное от обучения и работы время Дуж-Душевский участвовал в беларусском национальном движении. Он был председателем Союза беларусских студентов, работал в беларусской кассе взаимопомощи, участвовал в организации хора, выпускал журнал «Раніца», помогал издавать газеты «Дзянніца» и «Светач». В 1913-м участвовал в тайной конференции с представителями других народов Российской империи: украинцами, литовцами и поляками. Беларусь представляли он и Бронислав Тарашкевич — в будущем создатель знаменитой «Граматыкі».

Круг беларусской интеллигенции тогда был достаточно небольшим. Неудивительно, что Дуж-Душевский познакомился с Янкой Купалой, который тогда тоже жил в российской столице, и даже принял участие в постановке студенческого театра — сыграл отца Павлинки в одноименной пьесе беларусского классика.

Работа в структурах БНР и попытки ее спасти

В 1917 году в Российской империи началась революция. Монархию свергли. Дуж-Душевский приветствовал перемены. О создании им флага рассказывалось выше. Но и кроме этого жизнь архитектора бурлила.

Оставаясь студентом, беларус в марте 1917 года поступил на службу в Министерство пищевой промышленности России, где его уже через два месяца назначили начальником отдела. Одновременно он продолжал участвовать в беларусском национальном движении (например, работал в комиссии по выработке правил выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить государственный строй и будущее бывшей империи).

Осенью в Петрограде произошел государственный переворот: к власти пришли большевики, которые, кстати, вскоре разогнали то самое Учредительное собрание. Вместе с другими служащими Дуж-Душевский ушел из министерства. Некоторое время был безработным, потом устроился в Белнацком — отдел большевистского наркомата (министерства) по национальностям, который отвечал за беларусские вопросы (возглавлял этот наркомат, кстати, еще относительно молодой и малоизвестный Иосиф Сталин).

Слева — герб ВКЛ, справа — герб БНР. Фото: wikipedia.org
Слева — герб ВКЛ, справа — герб БНР. Фото: wikipedia.org

Летом 1918 года Дуж-Душевский приехал к матери в Вильно, где встретился со своим знакомым Вацлавом Ластовским. Независимость БНР на тот момент уже была провозглашена, а Ластовский был среди руководства республики, которое отчаянно пыталось получить международное признание. Дело осложнялось тем, что события происходили во время Первой мировой войны, а территорию Беларуси оккупировали немцы.

Ластовский предложил съездить в Берлин к главе комиссии по заключению мира Маттиасу Эрцбергеру, чтобы узнать о планах немцев относительно Вильно. Та встреча состоялась, но чиновник не дал никаких обещаний, поэтому делегации пришлось вернуться ни с чем.

Вскоре после возвращения в Вильно Дуж-Душевскому предложили должность министра по делам беларусов в Литве — эта страна также провозгласила свою независимость. Но тот отказался. Среди причин называлось желание закончить горный институт. Так ли оно было на самом деле, сейчас сказать сложно. Но если это правда, то ирония судьбы в том, что диплома или даже свидетельства о его окончании Клавдий так и не получил и позже был вынужден окончить литовский университет, чтобы иметь возможность работать инженером.

Но это было позже. Пока же шел 1919 год, Клавдий вернулся на родину. Незадолго до этого большевики — чтобы противостоять проекту БНР — объявили там БССР. Дуж-Душевского это не смутило: он пошел на работу к большевикам губернским геологом. Через месяц его отправили в командировку в Вильно для покупки оборудования. Однако город тогда оккупировали поляки, и Дуж-Душевский вынужден был там остаться (интересно, что, когда потом город временно снова заняли большевики, он ездил в Минск и возвращал деньги, которые ему выдали на закупки).

«Беларусь фактычна падзелена на шэсць частак <…>. Кожная з падзеленых частак Беларусі лічыцца як ускраіна і абдзіраецца іншымі дзяржавамі. Кожны з акупантаў лічыць сябе „начальнікам“ і жадае, каб усе яго слухаліся, а не тое пасадзіць непаслухмяных туды, куды яму трэба, а ім не трэба», — говорил он. Также Клавдий выступил с критикой большевиков за ограбление столицы: «З Мінска бальшавікі вывозяць усё: грошы, маёмасць, машыны, харчаванне, у Мінску ўсе галодныя, у дварах няма чым засяваць палі, будзе голад».

Клаўдзій Дуж-Душэўскі. 1925 год. Фота: Беларускі дзяржаўны архіў-музей літаратуры і мастацтва, Радыё Свабода, commons.wikimedia.org
Клавдий Дуж-Душевский. 1925 год. Фото: Беларусский государственный архив-музей литературы и искусства, «Радыё Свабода», commons.wikimedia.org

В 1919 году Дуж-Душевский развернулся в полную силу и присоединился к деятельности БНР. Как руководитель созданного в Вильно Беларусского народного комитета он встречался с польским военачальником Юзефом Пилсудским, руководителем миссии США в Польше, с представителями Финляндии и Эстонии, с английской военной миссией. С осени 1919-го он стал дипломатическим представителем БНР в государствах Балтии, в декабре — государственным секретарем правительства БНР.

Цели деятельности его и его коллег в то время — добиться признания БНР, найти деньги на армию, обеспечить деятельность беларусских учреждений. К сожалению, глобально задача осталась невыполненной, хотя вины Дуж-Душевского в этом не было. Низкий уровень национального самосознания, несформированность национальной буржуазии, которая могла бы профинансировать деятельность беларусских организаций, и сильные соседи, претендовавшие на беларусские территории, — все это в комплексе не позволило БНР реализоваться. Хотя свою большую роль в отечественной истории — а именно первое провозглашение независимости нашей страны — республика, конечно, сыграла.

Жизнь в Литве, несколько арестов и ГУЛАГ

После поражения БНР на Вильно продолжали претендовать литовцы и поляки. В 1920 году польский генерал Люциан Желиговский якобы поднял бунт против собственного командования и занял Вильно и его окрестности. Возникло государство Средняя Литва. На самом деле эта акция была инспирирована Варшавой, так как уже через два года новое образование объединилось с Польшей.

После польской аннексии Вильно Дуж-Душевский вместе с семьей переехал в Каунас, ставший новой столицей Литвы. Одна из позднейших попыток посетить Вильно закончилась неприятно — польские власти арестовали Дуж-Душевского (он критиковал польскую политику по закрытию беларусских школ на захваченной Виленщине). После освобождения в начале 1921-го архитектор окончательно осел в Каунасе. Возможно, причина переезда была не только в политике. Вскоре после рождения в Вильно умер первый ребенок Клавдия. Город стал для него местом травмы. Возможно, поэтому он так никогда и не перебрался в Вильно, хотя позже, в советские времена, имел для этого множество возможностей.

В межвоенное время беларус работал архитектором в государственных учреждениях Литвы — строил фабрики и многое другое во многих литовских городах. В 1930-м перешел на работу в Министерство путей сообщения, где проектировал здание почтового управления. На его счету также кинотеатр Metropolitain, в котором сейчас находится Каунасский драматический театр, а также сохранившееся в перестроенном виде здание каунасского радио.

Проекты кинотеатра в Каунасе и почты в Расейняй, сделанные Клавдием Дуж-Душевским. Фото: tarpukaris.autc.lt
Проекты кинотеатра в Каунасе и почты в Расейняе, выполненные Клавдием Дуж-Душевским. Фото: tarpukaris.autc.lt

Но полностью отходить от беларусских дел создатель БЧБ-флага не собирался. В 1938 году поэт Максим Танк писал в дневнике: «З Каўнаса К. Дуж-Душэўскi прыслаў у музей (Виленский беларусский музей. — Прим. ред.) цэлую пачку школьных падручнiкаў. Некаторыя з iх былi iм самiм перакладзены на беларускую мову i з’яўлялiся каштоўнай дапамогай для моладзi, якая вучылася па старых, даваенных рускiх i польскiх падручнiках. Мова яго перакладаў была без нiякiх спадароўскiх дзiвосаў — жывая, зразумелая, народная. Я запiсаў яго адрас: Каўнас, Лайсвес алея, 72, каб перадаць яго нашым хлопцам. Хай напiшуць яму. Можа, i iм дапаможа сваiмi кнiгамi. К. Дуж-Душэўскi працуе ў Каўнасе галоўным архiтэктарам. Матэрыяльна забяспечаны. Дзякуючы яго дапамозе i музей сяк-так яшчэ можа iснаваць. Апошнi раз, калi ён наведаў Вiльню, здаецца, хацеў знайсцi перакладчыкаў з лiтоўскай на беларускую мову i некаторыя з гэтых кнiг выдаць».

Мирная жизнь для Дуж-Душевского закончилась в 1939 году. 23 августа был заключен договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (известный также как пакт Молотова — Риббентропа). К документу прилагался Секретный дополнительный протокол, который разграничивал сферы влияния двух государств в Восточной Европе «в случае территориально-политического переустройства». Фактически речь в нем шла об аннексии территорий соседних стран и их переделе.

Клаўдзій Дуж-Душэўскі. 1933 год. Фота: LCVA. A073-P1425, commons.wikimedia.org
Клавдий Дуж-Душевский. 1933 год. Фото: LCVA. A073-P1425, commons.wikimedia.org

Изначально Литва попала в сферу интересов Германии. Но позже протокол скорректировали, и в конце сентября того же 1939-го нацисты передали Советскому Союзу «права» на Литву. В результате в 1940-м Кремль аннексировал эту страну (вместе с ее балтийскими соседками).

В июне 1940 года, вскоре после входа советских войск в Литву, Дуж-Душевского арестовали. Донос на него на этот раз написал Семен Яковюк, с которым у беларуса в первой половине 1930-х был конфликт на почве деятельности национальных организаций. Тот обвинил Дуж-Душевского в нескольких грехах, в том числе в «активной контрреволюционной националистической деятельности против СССР» и шпионаже в пользу Польши. Уроженец Глубокого признал свое участие в беларусском национальном движении, однако отрицал сотрудничество с польской разведкой и антисоветскую деятельность. Не подтвердили это и люди, названные Яковюком в качестве свидетелей.

Следствие закончилось в июне 1941 года. Создателя БЧБ-флага ждал ГУЛАГ, но его спасло начало войны: на СССР напала Германия. Когда Каунас захватили немцы, охрана сбежала, и благодаря этому Дуж-Душевский вышел из тюрьмы.

Во время немецкой оккупации он устроился инженером на фабрику резиновых сапог Inkaras, а позже стал ее директором. Однако от должности заместителя бургомистра Минска дважды отказался. Зато Дуж-Душевский спас из Каунасского гетто еврейскую девочку и вырастил ее как собственную дочь. В августе 1943 года его и жену за это арестовало гестапо. Сначала их поместили в ту самую тюрьму, где Дуж-Душевский сидел и ждал суда при большевиках. Позже пару отправили в концлагерь, где они пробыли более четырех месяцев, пока их не освободили с помощью знакомых.

Магіла Клаўдзія Дуж-Душэўскага пасля рэканструкцыі. Фота: Barushok1, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Могила Клавдия Дуж-Душевского после реконструкции. Фото: Barushok1, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

На этом страдания беларуса не закончились. В 1946 году, уже при советской власти, Клавдия арестовали в четвертый раз — теперь на основании материалов довоенного дела. К счастью, за него вступились два профессора, которые охарактеризовали Клавдия как «советского человека», и его отпустили.

В 1952-м состоялся пятый арест. На этот раз приговор был чрезвычайно жестким — 25 лет лагерей за «национализм» и «антисоветскую деятельность». Но в следующем году умер Иосиф Сталин — бывший формальный шеф Дуж-Душевского. Сначала срок беларусу сократили, а в 1955-м досрочно освободили его в связи с ухудшением здоровья. На свободе после этого архитектор прожил всего пять лет. Он умер в 1959 году в Каунасе и похоронен на местном кладбище. Его памятник выполнен в бело-красно-белой гамме.

Мы в «Зеркале» с уважением относимся к беларусской истории. В отличие от пропаганды, мы рассказываем обо всех важных эпизодах биографии известных людей, а не только о тех, которые удобны в этот момент. 

Поддержите редакцию, чтобы мы могли публиковать больше таких материалов

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Это безопасно?

Если вы не в Беларуси — да. Этот сервис используют более 80 тысяч организаций из 96 стран. Он действительно надежный: в основе — платежная система Stripe, сертифицированная по международному стандарту безопасности PCI DSS. А еще банк не увидит, что платеж сделан в адрес «Зеркала».

Вы можете сделать разовое пожертвование или оформить регулярный платеж. Любая помощь, особенно если она регулярная, поможет нам работать. Пять, десять, 25 евро — это наша возможность планировать работу.

Важно: не донатьте с карточек беларусских и российских банков. Это вопрос вашей безопасности.

Если для вас более удобен сервис Patreon — вы можете поддержать нас с помощью него. Однако Donorbox возьмет меньшую комиссию и сейчас является для нас приоритетом.

Читайте также