Пропагандист Игорь Тур призвал бизнесменов в первую очередь думать о стране, а потом уже о своих доходах. И выставил ультиматум: предприниматели должны слушаться чиновников, если не хотят, чтобы те иначе «решали вопросы». Это заявление укладывается в контекст того, что говорят в последнее время его коллеги-пропагандисты Григорий Азаренок и Андрей Муковозчик, считает экономист Лев Львовский. В своей колонке для «Зеркала» он рассуждает, что стоит за такими заявлениями и как это связано с идеологией режима Лукашенко.
Идеология классовой ненависти
Пропаганда классовой ненависти в Беларуси набирает новые обороты. Под маской заботы о стране пропагандисты все активнее выставляют успешных людей и предпринимателей врагами общества, подогревая социальную зависть и недовольство.
Пропагандист Игорь Тур призвал бизнесменов в первую очередь думать о стране, а потом уже о своих доходах. И выставил ультиматум — предприниматели должны слушаться чиновников, если не хотят, чтобы те иначе «решали вопросы». Подобное заявление укладывается в контекст того, что говорят в последнее время его коллеги-пропагандисты Григорий Азаренок и Андрей Муковозчик.
Азаренок, например, кроме того, что открыто высказывает недовольство айтишниками, которые могут себе позволить пить смузи в кафе, задается вопросом, «не зажрались ли» беларусы, которые могут себе позволить покупать мандарины не только к новогоднему столу. У них можно найти много высказываний буквально уровня литературного Шарикова. У них не раз были тирады против обеспеченных людей. Им не нравится, например, что программисты в Минске могут в кафе пить капучино или когда люди ездят на хороших машинах. Причем в этих беснованиях не упоминалось, поддерживают ли Лукашенко люди, которых критикуют пропагандисты, главное, что они не рабочие с завода, а живут какой-то другой жизнью.
«Они должны быть самыми нищими, а не грести непонятно за что бабло лопатами, как это происходит сейчас. Быть „ойтишником“ должно быть стыдно. <…> Они должны побираться. Они должны проклинать свою жизнь и бесконечных коуч-профайлеров, которых они слушали в ютубах, вместо нормального учителя. Они должны быть пожираемы вшами и блохами и кучковаться в определенных местах», — писал Азаренок год назад.
Если проследить их высказывания за последние несколько лет, складывается впечатление, что они пытаются продвигать новую государственную идеологию. Некоторые политологи говорят, что авторитарный режим Лукашенко отличается от себе подобных тем, что не имеет государственной идеологии. Обычно в таких режимах под обстоятельства подводится идеология: нам надо страдать ради великой цели — коммунизма, чучхе, великой империи. А беларусам говорят, что надо страдать и терпеть, но цель, ради которой это стоит делать, не озвучивают. Возможно, Азаренок на пару с Туром предлагают версию такой идеологии.
Заявления с официальных трибун не такие радикальные
Я не слышу таких заявлений с официальных трибун. Лукашенко и представители правительства не настолько серьезно настроены против бизнеса, богатых людей. Им не нравятся те бизнесмены, которые недостаточно лояльны и не поддерживают Лукашенко (хотя и проскакивали коммунистические лозунги типа «Пожму руку последнему предпринимателю»). С теми, кто его поддерживает, — дружба, инвестиции, любовь.
Можно сказать, что пропагандисты лезут поперед батьки в пекло. Обычно роль пропагандистов — сто раз на разные лады повторять то, что сказал, например, Лукашенко. А конкретно в этой теме, как мы видим, проявляется их независимость. Они явно транслируют то, чего не говорит политик. Он не заявляет, что все богатые — плохие, что все программисты — плохие. Наоборот, некоторые богатые люди Лукашенко очень даже нравятся.
Да, Лукашенко высказывался об айтишниках, потому что он якобы их левой грудью вскормил, а они его предали. Но как раз те, что его «предали», ему и не нравятся. А те, которые этого не сделали, которые работают на режим, вполне ему по душе. Он же высказывался по поводу предпринимателей, но опять же он выступал против тех, кто слишком независим, или кто вспоминает про права человека.
Но одновременно мы видим совсем другое отношение к сербским миллиардерам — с ними прекрасные отношения. Он любит ездить в ОАЭ и прекрасно налаживает отношения с местными богатыми бизнесменами. Если приедет какой-нибудь китайский миллиардер-застройщик, думаю, весь Минск выстроят на парад, чтобы его встретить.
К тому же и сам Александр Лукашенко живет совсем не скромно. Он любит резиденции, дворцы, где интерьер заполнен мрамором и золотом. Любит дорогую одежду и машины. Это не фигура Сталина, который ходит во френче и думает только о революции и с золота не ест. Александр Лукашенко выглядит как человек, который не против поесть из золотой посуды.
Все должны были быть одинаково бедными
Как раз финансы отличают беларусских пропагандистов и российских. Последние делают все эти ужасы за большие деньги. Известно, что у некоторых из них есть виллы на озере Комо в Италии, квартиры в Москве на триста «квадратов», их дети учатся в Париже или Нью-Йорке. И в целом в России нет такой дихотомии. Там все за богатство — и церковь, и Путин, и пропагандисты. Сейчас они призывают: иди умри за Россию и твоя семья получит большие деньги.
В Беларуси самые яркие пропагандисты — это люди из низов, у которых чаще всего не такой длинный карьерный путь. В основном их подхватила волна 2020 года. Вряд ли до 2020-го многие в Беларуси знали Азаренка. То же касается Тура и Муковозчика. Даже при всем их старании они так и не стали новой элитой — их не зовут на приемы, презентации новых люксовых автомобилей — в итоге даже люди, которые просто пьют в кофейне капучино за пять рублей, и то вызывают у них социальный протест. Наверняка в последние годы они стали жить лучше, но не думаю, что шикарно, как российские пропагандисты. Вряд ли у них огромные квартиры или они встречаются втроем и думают, как строить виллы на озере Комо — рядом или на расстоянии. Так что я не удивлюсь, если их ненависть к богатым и бизнесменам действительно искренняя.
Они как будто пытаются справиться со своими детскими комплексами. Возможно, тому же Азаренку не нравится, что он, вроде выбрался из бедности, но все равно не вхож в элитные круги или неестественно смотрится в современной кофейне со стаканом смузи.
Тем не менее в потоке их речей не стоит искать логики. Это просто форма идеологии. Причем она не новая. Она знакома тем, кто застал времена Советского Союза, где целая страна не любила богатых — все должны были быть одинаково бедными. Есть целые религии, которые не любят богатых. Или те же социалисты разных мастей, которые считают, если человек миллиардер, то он точно кровопийца, вор, эксплуататор — и не важно, как он свои деньги заработал.
Наверное, эта троица не задумывается, что в некотором смысле их пропаганда бедности может даже вредить режиму. Раньше во времена Радзивиллов было нормально, что основная часть народа была нищей и жила в землянках, пока сами Радзивиллы ездят на золотых каретах и устраивают пиры. Это воспринималось естественно, потому что считалось, что их власть — от бога. Но Лукашенко заявляет, что он крепкий хозяйственник, призванный улучшать положение Беларуси в разных отраслях.
Он уверяет, что хочет, чтобы был больше урожай, строилось больше домов, производились более современные машины, а люди сами все себе покупали. Его самое известное обещание «по пятьсот».
Социалистическому лидеру такое не присуще, никто в СССР не обещал рост зарплат, потому что это шло вразрез идеологии. Лукашенко же формально хочет для всех дабрабыта, да и сам живет совсем не скромно. Поэтому такое босячество и культ бедности, который пытаются навязать пропагандисты, может вредить этой линии. Если всем плохо пить флэт уайт и ездить на дорогих автомобилях, то и Лукашенко тоже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.