Поддержать команду Зеркала
Белорусы на войне
  1. ООН: число беженцев из Украины после начала войны приближается к 6,5 млн человек
  2. Год назад в Минске посадили самолет Ryanair с Протасевичем. Рассказываем, что сейчас с главными действующими лицами той истории
  3. Украинские коллаборанты. Рассказываем об известных украинцах, которые во время войны поддержали Россию
  4. В «террористическом» списке КГБ — вновь пополнение
  5. «За время войны в Украине Россия потеряла больше, чем СССР в Афганистане». Главное из сводок штабов на 89-й день войны
  6. Чертова дюжина: «Белнефтехим» объявил об очередном увеличении цен на бензин
  7. До 1 июня надо заплатить подоходный налог за 2021 год. Как это сделать и какой штраф грозит тем, кто просрочит
  8. Попытка подрыва «мэра» оккупированного Энергодара, видео из разбомбленного театра в Мариуполе. Восемьдесят восьмой день войны
  9. Непривычно холодный май, дожди и грозы. Рассказываем о погоде на следующую неделю
  10. «Ни один завод не стоит». Минпром — про ситуацию на предприятиях и то, как их загружают
  11. В ВОЗ подтвердили уже 92 случая обезьяньей оспы
  12. В Беларуси появится единая программа для регистрации домашних животных. В чем ее смысл
  13. Заочно могут приговорить и к расстрелу. Кого и за что в Беларуси будут судить «по удаленке»
  14. Год после закрытия неба. В Минтрансе рассказали, как белорусская авиация пытается выйти из кризиса
  15. «Лукашенко продал за 5 млрд долларов свободу Беларуси». Бывший вице-президент «Газпромбанка» — о переезде в Украину и желании воевать
  16. Восемьдесят девятый день войны в Украине
  17. Оптимизм чиновников не оправдался. Все больше отраслей уходят в минус


Карикатура на католических священников, напечатанная в белорусской государственной газете «Минская правда», вызвала волну возмущения как в христианском сообществе Беларуси, так и за его пределами. В итоге главе белорусского МИД Владимиру Макею пришлось говорить о недопустимости религиозной нетерпимости с послом Ватикана, а официальным властям — подчеркивать, что публикация не отражает официальную позицию государства. Но каких-то серьезных последствий для руководства газеты, поставившего неоднозначную карикатуру на первую полосу, не произошло. В этом контексте мы вспомнили об истории пятнадцатилетней давности, когда независимое белорусское издание было закрыто после перепечатки нашумевших карикатур на пророка Мухаммеда, а его редактор получил самое суровое в Европе наказание.

Скриншот: kamunikat.org
Скриншот: kamunikat.org

В конце 2005 года в Европе случился крупный «карикатурный» скандал. Датская газета Jyllands-Posten опубликовала статью о самоцензуре и свободе слова, которая была проиллюстрирована 12 карикатурами на пророка Мухаммеда. После этого несколько исламских стран закрыли свои посольства в Дании и объявили бойкот датским товарам, в самих странах прошли многотысячные акции протеста. Протестовали и мусульмане в Европе, многие обращались в суды в связи с тем, что рисунки оскорбили их религиозные чувства. Некоторые авторы карикатур были вынуждены скрываться из-за угроз. В то же время многие другие европейские издания перепечатывали карикатуры в знак солидарности с датчанами. Несколько главных редакторов после этого были уволены, ряд изданий — оштрафован.

Карикатуры на пророка перепечатало и белорусское издание — частная газета «Згода», которую издавал Алексей Король. Он же был главным редактором, а позднее стал главредом газеты «Новы час». Основанная в июне 1992 года «Згода» была одним из крупных независимых печатных изданий и в начале 2006 года имела тираж более пяти тысяч экземпляров. В последнем февральском номере еженедельника была опубликована статья «Палітычны крэатыў», в которой рассказывалось о резонансе, вызванном в мире публикацией карикатур на Мухаммеда. Иллюстрациями к материалу послужили несколько тех самых изображений пророка.

Тираж номера еще не начали распространять, как с заявлением по поводу публикации 21 февраля выступил МИД Беларуси, заявив, что «осуждает любые умышленные действия, которые могу повлечь разжигание межрелигиозной враждебности, распространение недоверия между национальными и религиозными сообществами, которые живут в Беларуси».

А уже на следующий день в редакции «Згоды» прошел обыск, во время которого сотрудники КГБ конфисковали системные блоки компьютеров, номера газеты и финансовые документы. Обыск прошел также в квартире Алексея Короля. Главреда забрали на допрос в КГБ вместе с выпускающим редактором Александром Сдвижковым, который позднее станет главным обвиняемым по уголовному делу по ч. 1 ст. 130 УК (Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды).

Затем Мининформ вынес газете предупреждение, ставшее вторым за последний год, что позволило подать иск о прекращении выхода издания. Через 10 дней иск удовлетворили, хотя к тому времени еще не истек срок по обжалованию предупреждения Мининформа. Газета «Згода» прекратила выход.

Тем временем генпрокуратура выдвинула Сдвижкову обвинения по уголовному делу, но дело было приостановлено на полтора года: обвиняемый выехал из Беларуси. На допросы продолжили вызывать его коллег. Позже стало известно, что выпускающий редактор «Згоды» в это время скрывался в монастырях России и Украины.

В ноябре 2007 года Сдвижкова задержали на вокзале Борисова, куда он приехал на годовщину смерти своего отца. Редактора отправили в СИЗО КГБ, а о самом факте задержания стало известно только в конце года, когда его коллег начали вызывать в суд. За два месяца в СИЗО редактор на треть потерял зрение. При этом обвинение переквалифицировали на более жесткое, предполагавшее наказание сроком до 10 лет лишения свободы (те же действия, совершенные должностным лицом).

Фото: svaboda.org
Александр Сдвижков в 2008 году. Фото: svaboda.org

Уже в январе 2008-го Сдвижкову вынесли приговор: три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. В Беларуси наказание за карикатуры на пророка Мухаммеда, по словам председателя БАЖ Андрея Бастунца и юриста Юрия Топорашева, оказалось самым суровым в Европе.

«Приговор слишком суров и не соответствует ошибке Сдвижкова с публикацией этих карикатур. Тем более что они были взяты из третьего источника, и даже белорусское законодательство говорит о том, что за перепечатку чужих материалов издание не должно нести ответственность. Поэтому через два года после факта события приговор в три года усиленного режима — это удручающий приговор, который не соответствует даже моральным последствиям и моральной цене публикации этой ошибки», — заявил бывший главред «Згоды» Алексей Король.

Многочисленные общественные и правозащитные организации, а также журналистские объединения раскритиковали приговор, назвав его несоизмеримо жестким, а сам суд — атакой на свободу прессы. Сдвижков, к тому моменту признанный политзаключенным, подал кассационную жалобу, и уже 22 февраля 2008 года Верховный суд ее удовлетворил, заменив наказание тремя месяцами ареста, которые редактор на тот момент уже отбыл во время следствия и суда. Причина — состояние здоровья самого заключенного и его матери. В тот же день Сдвижков вышел на свободу и сразу же уехал из Беларуси. «Я не чувствую себя в безопасности и смогу спокойно вздохнуть только тогда, когда покину пределы республики», — сказал тогда он.

Многие связывали освобождение Сдвижкова с политическим торгом белорусских властей с Западом. В то время на свободу выходили многие политзаключенные (Николай Автухович, Дмитрий Дашкевич, Артур Финькевич, Андрей Климов): предполагалось, что это приведет к отмене западных санкций.

Через три года бывший редактор «Згоды» все-таки вернулся в Беларусь, поселился в Борисове, где занялся литературным творчеством. Под псевдонимом Иван Катавасов он выпустил несколько романов в жанре фэнтези. В 2018 году с ним встретились корреспонденты «Радыё Свабода». Причиной возвращения в страну он назвал необходимость помогать пожилой матери, которая к моменту интервью уже умерла. «Я цяпер лішні чалавек і мару толькі, каб скончыць сваё жыццё годна», — сказал тогда редактор «Згоды». Также он рассказал, что продолжить журналистскую работу в Беларуси не смог: ни одно из изданий, которым он предлагал свои услуги, не заинтересовалось.

Фото: svaboda.org
Александр Сдвижков в 2018 году. Фото: svaboda.org

Что касается самого дела, приведшего к закрытию «Згоды», то многие эксперты сходились во мнении, что карикатуры были ни при чем: власти просто зачищали информационное пространство от независимых СМИ перед президентскими выборами 2006 года. Одной из целей и стала «Згода». Так, еще в сентябре 2005 года Короля и Сдвижкова оштрафовали на сто базовых величин за «распространение через СМИ оскорбительных для президента сведений». Изданию вынесли первое предупреждение (за карикатуры позднее вынесут второе), а также исключили из подписного каталога, как и ряд других независимых газет.

«Правительство Беларуси использовало международные споры относительно карикатур как предлог для того, чтобы избавиться от критически настроенного голоса», — сказал тогда представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти.

«Судить за это просто позор и глупость, процесс над „Згодой“ не достоин европейской страны в 21-м веке», — заявлял Флеминг Роуз, редактор отдела культуры той самой датской газеты Jyllands-Posten, первой опубликовавшей карикатуры на Мухаммеда.