Белорусские актеры Марина Якубович и Павел Городницкий рассказали Deutsche Welle, как ведут занятия в университете Австрии.
Сейчас Марина Якубович и Павел Городницкий в Варшаве. Они только вернулись из Зальцбурга, где преподавали актерское мастерство в Моцартеуме — одном из самых крупных и престижных музыкально-театральных университетов. Павел сразу занялся репетициями в Свободном театре, где они с Мариной раньше работали вместе. В прошлом году актриса оттуда ушла. Не жалеет ли?
— Нет, — говорит, — особенно после того, как посмотрела, как к тебе относятся в Моцартеуме.
«Профессор Моцартеума узнал нас в фильме»
— Все началось очень давно, — рассказывает Марина. — 15 лет назад, в самом начале существования Свободного театра, немецкий режиссер Кай Охрем поставил у нас спектакль «Грум». И все, мы больше нигде не встречались. А когда вышел фильм «Кураж», Кай, уже профессор Моцартеума, увидел его, узнал нас и предложил организовать показ в университете.
Марина с Павлом, а также Денис Тарасенко — главные герои фильма Алексея Палуяна «Кураж». Его премьера состоялась на Берлинском международном кинофестивале в 2021 году. Картина показывает актеров Свободного театра (ребята еще известны как музыканты группы «Разбітае сэрца пацана»), которые по-своему борются с системой, а в результате оказываются в вихре протестов 2020 года.
Марина и Алексей провели для студентов Моцартеума короткий мастер-класс, а после Алексея пригласили стать приглашенным доцентом Института Томаса Бернхарда, а Марину и Павла — организовать там проект.
— В Австрии очень интересная система образования, — объясняет Марина. — Актерское мастерство студенты изучают один семестр, а после у них только работа над проектами, то есть спектаклями, и мастер-классы с выдающимися режиссерами, актерами и педагогами со всего мира. Нас пригласили сделать со студентами один такой проект.
«На нашем спектакле еще и стучали ногами, кричали и свистели»
— Кай сказал нам, мол, будет спектакль — хорошо, не будет — в любом случае, отличный опыт, по Зальцбургу погуляете, студенты кайфанут, — вспоминает Павел. Но за два месяца актеры все же сделали со студентами постановку Home. Тема дома возникла как что-то, что лично затрагивает каждого.
— Спектакль получился очень классный. Мы показывали его три раза, что необычно — обычно один, максимум два показа, — вспоминает Марина. А Павел продолжает:
— Его круто приняли. Спектакли смотрят и студенты, и преподаватели, которые обычно аплодируют, а у нас они еще стучали ногами, кричали и свистели.
Для Марины этот спектакль оказался важным еще и по личным причинам:
— Когда я ушла из Свободного театра, у меня был огромный страх, что я больше не сделаю ценного проекта, который будет что-то значить для людей. А с Home я выдохнула: все работает, все делается.
Позже белорусским актерам предложили стать приглашенными доцентами.
— Я потом говорю мужу: «Ты знаешь, с кем разговариваешь? Перед тобой приглашенный доцент Моцартеума!» — вспоминает Марина. — А через три минуты: «А может, они нас пригласили просто потому, что переживают за Беларусь?» Муж говорит, вас могли так пригласить один, может, два раза, но третий раз — это результат твоей работы.
Павел, по его словам, когда узнал о предложении, прыгал от счастья.
«В Моцартеуме ты уникальный»
— Нам сказали: «Готовьтесь, это будет очень тяжелая работа — 5 часов в день, 5 дней в неделю, — говорит Марина и ждет реакции.
— А иногда четыре», — смеется Павел.
В качестве приглашенных доцентов Марина с Павлом два с половиной месяца преподавали студентам первого курса актерское мастерство. Марина поехала в Зальцбург с семьей, поэтому пришлось искать жилье, а Павел остановился в самом университете, где есть комнаты для преподавателей.
— Я на работу ходил — просто открывал дверь и поднимался на другой этаж.
Марина признается, что у нее «взрывалась» голова от того, какая огромная разница между системами образования в Австрии и в Беларуси:
— Насколько у них все — для тебя и для студента, чтобы ты со всех сторон получал то, что тебе нужно.
Павел вспоминает свое студенчество:
— Мне повезло, я не чувствовал диктатуры, но смотрел такой же курс в Академии искусств и видел несвободных людей, которые становились слепками своего мастера. Ведь у нас все направлено на то, чтобы убить индивидуальность, а в Моцартеуме наоборот — ты уникальный, там большая свобода. У преподавателей и студентов примерно одинаковый уровень мировосприятия, так что преподаватель не скажет: «А что это — две девочки целуются на сцене?»
Первокурсники Моцартеума каждый год готовят постановку, которую никто из преподавателей не видит до премьеры, Марина и Павел посмотрели одну из них.
— Это был просто треш-спектакль, такой панк-рок, студенты прокалывали себе уши прямо на сцене, текла кровь, — рассказывает актер. — Помню наш экзамен по сценязыку, нас было шестеро — побрились налысо. Наша преподавательница поставила нам двойки: «Вы мне уничтожили сцену, это Чехов, а вы лысые!»
«Я уже записала Моцартеум себе в резюме»
Что преподавание в Моцартеуме значит с профессиональной точки зрения?
— Признание нас как авторов и профессионалов, мне кажется, это круто, запишем себе в резюме, — говорит Павел.
— Я себе уже записала, — смеется Марина. — Мне кажется, у нас, у большинства белорусских театральных актеров, такое восприятие себя, мол, мы ничего не знаем, нам просто повезло. Я помню, думала: ну, пригласили и пригласили. А потом начала читать про Институт Томаса Бернхарда и такая: «А-а-а, это я туда еду преподавать!» А там везде — «лучший институт», «лучшая театральная школа».
Марину и Павла пригласили продолжить преподавание в качестве приглашенных доцентов в следующем учебном году.
— Надеюсь, мы будем также делать там театральные проекты, мне важно, чтобы на выходе был продукт, — говорит актриса. Она уже начала учить немецкий язык.