Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала


В начале 2024 года настоятельница гродненского Рождество-Богородичного монастыря игуменья Гавриила приняла участие в передаче Григория Азаренка на СТВ. Оба пообещали всем противникам Лукашенко «прямую дорогу в ад». А сама священнослужительница фактически поставила этого политика на место Бога и призвала покаяться перед ним в «смертном грехе» (то есть в участии в протестах). Это не первый случай, когда одиозная матушка озвучивает подобные заявления. Вспоминаем ее биографию: непростое детство, работу под руководством теперешнего патриарха РПЦ, карьеру в Гродно и заявления в поддержку Лукашенко.

Детство в России и Беларуси

Настоящее имя Гавриилы — Мария Глухова. Она родилась в российском городе Саратове в 1958 году в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Там же прошло ее детство.

В фильме, посвященном игуменье, рассказывалось об истории, повернувшей ее мать к Богу. Однажды учительницу отправили в клуб в соседней деревне агитировать за преимущества социалистической жизни. Нужно было пройти пешком несколько километров. «Но метель, холод, вой волков дали понять молодой женщине, что живой оттуда она не выберется», — говорится в фильме. Вдруг рядом остановилась телега с крестьянином, который подвез женщину к самому клубу. Она хотела отблагодарить спасителя и подарить ему воблу. «Секунду копалась в портфеле — ни дедушки, ни лошади. Никакого значения не придала», — вспоминала семейную историю монахиня. По ее словам, вернувшись домой, мать подошла к иконе Николая Чудотворца и вдруг увидела глаза того же старца, который спас ее от смерти. После этого мать Марии и обратилась к религии.

Игуменья Гавриила в детстве. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно "Игуменья Гавриила. Невозможное - возможно"
Игуменья Гавриила в детстве. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно «Игуменья Гавриила. Невозможное — возможно»

Впрочем, на интерес к духовному явно повлияли и неурядицы женщины в семейной жизни. Родители будущей монахини развелись (в том числе, на почве религии) — вероятно, в церкви мать будущей игуменьи нашла необходимую опору в жизни.

В 1965 году женщина с маленькой Машей переехали в Беларусь — в Жировичи (теперь агрогородок под Слонимом) Щучинского района Гродненской области. Почему туда? Там жил мамин дядя, который нес в Жировичах послушание. Он и помог купить домик прямо возле монастыря. Кстати, предки игуменьи по линии дедушки были родом как раз из Щучинского района, а сам дедушка пел в церковном хоре. В 1938-м его арестовали — и семья мужчину больше не увидела. «О бабушке Ефимии, маме папиной, я мало знаю, потому что все это скрывалось, <…>, иначе тогда они считались бы детьми врагов народа», — рассказывала игуменья.

В фильме о Гаврииле утверждается, что ее семья происходила из древнего купеческого рода, в одночасье потерявшего все в результате доносов и высылки одного из ее представителей в ГУЛАГ. Сама настоятельница рассказывала, что в Саратове во время Второй мировой войны был сильнейший голод, за кусок сухаря могли убить человека. При этом в округе знали, что у ее дедушки всегда был хлеб. Но, по словам монахини, Николай Чудотворец спасал его «явным образом».

Это любопытно в контексте сегодняшнего: родные монахини стали жертвами доносов и произвола властей, они потеряли имущество и, возможно, жизнь. При этом Гавриила, похоже, не проводит никаких параллелей между тем временем и современностью, когда при ее непосредственной поддержке происходят аналогичные вещи.

Игуменья Гавриила в детстве. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно "Игуменья Гавриила. Невозможное - возможно"
Игуменья Гавриила в детстве. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно «Игуменья Гавриила. Невозможное — возможно»

Лучшие друзья — монахини

В Жировичах Глухова и провела все школьные годы. «Пять лет из десяти [проведенных в школе] я была старостой. Когда это рассказываешь, то говорят, что невозможно в тот период быть старостой, не будучи ни пионеркой, ни комсомолкой. Такая была какая-то активная, что вот мне это поручали, наш класс всегда был в передовых. Маша Глухова вперед — все за ней. <…> У нас не было никакого недопонимания между одноклассниками. Были, конечно, моменты, когда меня обзывали „богомолкой“, „монашкой“ и так далее. Но я это быстро прощала, а с тем, с кем дружила, у нас такого не было», — рассказывала она в одном из интервью.

Но, судя по всему, на деле все было не так радужно. В другом разговоре Гавриила утверждала, что друзей в детстве у нее не было. «Семидесятилетние монахини стали для меня, пятилетней, подружками. <…> Большую часть свободного времени проводила в монастыре, где меня учили стирать, шить, полоть», — говорила она. Правда, с «пятилетней» здесь перебор — девочка переехала в Беларусь в семилетнем возрасте. А вот суть отношений, скорее всего, передана правильно.

Девочка росла на глазах у сестер из Гродно — дело в том, что в 1960-м женский гродненский монастырь (тот самый, настоятельницей которого станет Гавриила) закрыли. 58 монахинь, живших там, переселились в Жировичи. В фильме, посвященном игуменье, также говорится, что монахини были ее подружками, нянями, воспитательницами.

А вот учителя всячески давили на юную Машу. Она вспоминала, как завуч срывала с ее шеи крестик, а в последнем выпускном году классная сказала девушке, что поставит по поведению оценку «неудовлетворительно», если та пойдет в церковь на Пасху.

По словам Марии, первоначально она «не собиралась идти в монастырь». Окончив школу (утверждается, что у нее были четверки только по физкультуре и черчению, остальные — пятерки), девушка уехала в Ленинград. Что касается ее матери, то она осталась в Жировичах, работала при монастыре и под конец жизни приняла постриг под именем Георгия. Умерла в 2013 году. «Она была легендой Жировичского монастыря, святой жизни человек», — анонимно рассказывали о ней местные прихожане.

В Ленинграде Мария получила медицинское образование. «После мединститута я устроилась в травмпункт. Работала в регистратуре. Я так влюбилась в эту травматологию, в чистую хирургию, что мне вообще без медобразования доверяли делать уколы от столбняка, повязки, даже повязки Дезо делала. За мной закреплена потом нейрохирургия — в отделении работала, в операционной, на посту», — вспоминала она.

Игуменья Гавриила в детстве. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно "Игуменья Гавриила. Невозможное - возможно"
Игуменья Гавриила в юности. Изображение: скриншот фильма ТРК Гродно «Игуменья Гавриила. Невозможное — возможно»

В этом высказывании женщина противоречит сама себе, ведь мединститут — это все же профильное образование. Но судя по всему, игуменья просто преувеличивает: она закончила не институт, а училище (можно встретить упоминание, что это был военно-медицинский техникум), после окончания которого работала в травматологической, а затем в нейрохирургической клиниках при 1-м Ленинградском медицинском институте имени Павлова.

Но в сфере медицины Глухова не задержалась. «А потом какой-то внутренний порыв резко буквально — я уехала в монастырь в Ригу», — рассказывала Гавриила. Это случилось в 1981-м. В столице Латвийской СССР (тогда еще существовал Советский Союз) она три года была послушницей Рижского женского монастыря, работала на огороде, на сенокосе, в трапезной, на кухне, в просфорне (занималась изготовлением просфор, то есть литургического хлеба), на клиросе, в канцелярии, в храме и других местах.

«Карьерный» взлет при Филарете

Неожиданные повороты в судьбе будущей игуменьи происходили и дальше. С началом перестройки, в 1985-м, Мария переехала в Москву, где стала работать в отделе внешних церковных сношений Московского патриархата под руководством митрополита Филарета (Вахромеева). Митрополитом Минским и Слуцким (то есть фактически главой православной церкви в Беларуси) он стал еще в 1978-м, но параллельно в 1981—1989 годах возглавлял этот отдел. Как именно произошло знакомство Гавриилы с Филаретом и почему он забрал ее в Москву, неизвестно. Но ясно, что женщина пользовалась полным доверием митрополита, например, ездила в командировку в Испанию. Уже гораздо позднее, в 2008 году, когда священнослужителю меняли коленный сустав в Австрии, Гавриила больше двух месяцев была с ним в больнице.

Игуменья Гавриила и митрополит Филарет. Фото: pravmir.ru
Игуменья Гавриила и митрополит Филарет. Фото: pravmir.ru

Сама история отдела внешних церковных сношений тоже интересна. «В этом отделе работали люди, которые сотрудничали с КГБ», — отмечал источник «Радыё Свабода». Частично необычная роль структуры подтверждается и словами самой Гавриилы — если верить ей, одной из главных задач сотрудников было обеление советских властей, притеснявших церковь почти все годы своего управления страной.

«Понимаете, ОВЦС — это церковный МИД, — рассказывала игуменья. — И здесь владыке Филарету можно дать много определений, но главное из них — миротворец. Он не разжигал костер ненависти к советской власти со стороны Запада и Востока, он пытался все погасить любовью, как бы сложно ни было. Когда он ездил в заграничные поездки, говорил: „Все у нас в церкви и государстве хорошо. У нас есть взаимопонимание. Церковь молится о Богом хранимой стране нашей, власти и народе“».

Напомним, что речь идет о властях СССР, которые только в период с 1937 по 1941 год арестовали 175,8 тысячи священников, из них 110,7 тысячи расстреляли. К весне 1938 года из 25 тысяч церквей в СССР осталось всего 1277 храмов.

Гавриила вспоминала такой эпизод: во время одного из визитов зарубежных делегаций она почувствовала усталость. «И вот владыка заметил, что у меня неприветливый, нездоровый вид. Гости, должно быть, восприняли меня как недовольную. Через несколько минут он их на кого-то оставил, пришел ко мне и так очень строго сказал: „Если я еще один раз увижу твое такое кислое faciem („лицо“ в переводе с латинского. — Прим. ред.)… Ты пойми, что для них, представителей Запада, мы являемся примером русского монашества. Они увидят, что ты такая затюканная, несчастная, и у них сложится впечатление, что в нашей стране монашество и Церковь гонимы. А ты выйди — как бы ты себя ни чувствовала, — улыбнись, красиво обслужи, а потом решай свои проблемы и вызывай врача. Лечись, делай что угодно, но чтобы твоего уставшего вида никто не видел“».

Отдел внешних церковных сношений. В центре митрополит Филарет, также на фото его сестра митрополита Ольга и игуменья Гавриила (крайняя слева). 1980-е годы. Фото: pravmir.ru
Отдел внешних церковных сношений. Третий слева — митрополит Филарет, также на фото его сестра Ольга и игуменья Гавриила (крайняя слева). 1980-е годы. Фото: pravmir.ru

Спустя три года после переезда в Москву к Филарету, в декабре 1988-го, Марию постригли в монахини — тогда она и стала Гавриилой (в честь архангела Гавриила). Тот год был для церкви символичным: в апреле советский генсек Михаил Горбачев встретился с патриархом Пименом. Это была первая за 45 лет встреча советского лидера с высшим церковным иерархом — с тех пор, когда Иосиф Сталин во время войны пригласил к себе митрополитов. В год тысячелетия крещения Руси генсек объявил о пересмотре прежней политики давления на церковь (фактически об отказе от политики атеизма), привел примеры того, как государство передало РПЦ некоторые храмы и монастыри, изъятые в прежние годы, — а в последующем эта политика стала постоянной.

В том же декабря, спустя пять дней после пострига, Гавриила отправилась в Израиль — на два года стала исполняющей обязанности настоятельницы Горней обители. Речь о Горненском монастыре, расположенном в семи километрах от Иерусалима. Любопытно, что тогда дипломатические отношения между СССР и Израилем отсутствовали — их восстановили лишь в 1991-м, перед самым развалом Союза.

К тому времени Гавриила уже вернулась в Москву на прежнее место. Отдел внешних церковных сношений на тот момент возглавлял Кирилл (Гундяев), теперешний глава РПЦ. Под его руководством Глухова работала несколько лет.

«В начале 1992 года владыка Филарет обратился к патриарху Алексию, чтобы меня, как имеющую белорусские корни, направить на послушание в Беларусь. И благословил начинать монашескую жизнь, возрождать обитель в городе Гродно», — вспоминала игуменья.

Напомним, что за тридцать лет до этого монастырь закрыли. В его здании работал Белорусский государственный музей истории религии (некоторый период он в духе времени назывался Республиканским музеем атеизма и истории религии). Гавриила приехала в Гродно и пришла в музей в светской одежде. Смотрительница стала ей жаловаться, что у них забирают здание, а это, мол, неправильно. Тогда Глухова заявила: «А я буду та, кто восстановит этот монастырь».

Республиканский музей атеизма и истории религии (теперь в здании вновь Рождество-Богородичный монастырь). Гродно. 1989 год. Фото: muzej.by
Республиканский музей атеизма и истории религии (теперь в здании вновь Рождество-Богородичный монастырь), Гродно. 1989 год. Фото: muzej.by

Правда, в другом интервью она утверждала, что в тот момент еще не приняла решения о возрождении монастыря, а желания заниматься этим у нее не было: «Я когда приехала сюда на эти несколько часов после Иерусалима, после Москвы, там эти золоченые купола, а здесь это март, грязь, обшарпанные стены, где-то дома какие-то, грязь на улицах, эти костелы». Последняя фраза очень важна: в ней отражены и нелюбовь Гавриилы к католичеству, и презрение жительницы России к Гродно — одному из красивейших городов Беларуси.

А вот в другом тексте об игуменье говорится, что «когда [она] переступила порог музея и увидела, что на месте алтаря бывшего монастыря размещается выставка, как ей показалось, „слишком откровенных“ фотографий, вмиг приняла решение». Что могло быть «откровенного» в музее истории религии — непонятно. Но вообще этот случай — не первый пример, когда женщина говорит в разное время противоположные вещи об одних и тех же событиях. И это не какой-то малозначимый эпизод, а решение, которое определило ее последующую жизнь.

Вот еще один пример явного расхождения фактов. Гавриила вспоминала, «как начиналось возрождение монастыря <…> Первая молитва проходила на улице — от прежнего монастыря почти ничего не осталось». Но еще в 1979-м в здании бывшего женского монастыря Рождества Богородицы начались реставрационные работы. Были отреставрированы церковь, келейный и хозяйственный корпуса. «В то время это был первый памятник, который отреставрировали по-настоящему научным методом и в полном объеме, в соответствии с европейскими стандартами. В проекте реставрации храма были учтены религиозные особенности и история памятника», — рассказывалось на сайте музея религии. Так что на самом деле игуменье досталось уже готовое здание.

Как бы то ни было, Гавриила приняла решение и 10 мая 1992 года стала первой настоятельницей монастыря после возрождения обители уже в независимой Беларуси. Через несколько месяцев при ней была открыта и первая в Гродно воскресная школа. На протяжении последующих лет музей постепенно передавал монахине помещения. В июле 1992-го — административное здание, в 1994-м — церковь Рождества Богородицы, церковь святого Сергия Радонежского и двухэтажный келейный корпус, в 1996-м — помещения второго этажа хозяйственного корпуса, в 2005-м — гараж.

В целом же на протяжении девяностых, нулевых и десятых годов Гавриила вполне успешно развивала монастырь. В 1995-м патриарх Алексий II возвел монахиню в сан игуменьи, ее отметили рядом орденов. В 1998 году в монастырь приезжал Александр Лукашенко. Он оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданностью великим ценностям человечества». Неудивительно, что игуменью награждали и белорусские власти: удостоили ее званием «Женщина года» (2008), затем премией «За духовное возрождение» (2013).

Рождество-Богородичный монастырь в Гродно. Фото: Аляксей Мацеша, pfgb.by, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Рождество-Богородичный монастырь в Гродно. Фото: Аляксей Мацеша, pfgb.by, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Каких-то громких публичных высказываний в то время она себе не позволяла. Гавриила пользовалась полным доверием властей: например, в 2012-м государство по ее просьбе выдало служебную квартиру священнику. «Не сам ён атрымаў, а хай моліцца за яе, яна паклапацілася. Яна ўваходзіць ў дзяржаўныя структуры, бо яна ў нас адна такая», — объяснили в Гродненском облисполкоме.

Религиозная деятельность Гавриилы проходила в российской система координат, которых, впрочем, придерживалась вся Белорусская православная церковь. Например, в 2009 году в Гродненский монастырь из российского Мурома доставили икону святых Петра и Февронии. С того времени зародилась традиция проводить общегородской праздник «День Семьи, Любви и Верности». Но это были русские святые, не имеющие никакого отношения к Беларуси.

А еще игуменья запомнилась любовью к своему коту Пушку. В 2008 году в продаже даже появилось мороженое «Пушок» с изображением белого пушистого кота и подписью «изготавливается по Благословению патриаршего Экзарха всея Беларуси, Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого Филарета» (еще одно подтверждение удивительной близости игуменьи и митрополита). Питомец фигурировал на монастырских открытках, групповых фото и постоянно появлялся в местных новостях.

Мороженое «Пушок» с изображением кота игуменьи Гавриилы. Фото: «Наша Ніва»
Мороженое «Пушок» с изображением кота игуменьи Гавриилы. Фото: «Наша Ніва»

Как складывалась бытовая жизнь Гавриилы? Как рассказывало «Радыё Свабода», она жила в одном из зданий монастыря. Но это была не келья, а целый домик с мансардой, который игуменья занимала одна. «Игуменский домик весь в мещанском стиле: повсюду оборки, украшения, мелочи. Золотых унитазов, конечно, нет, но она живет богато», — отмечал собеседник издания.

Также Гавриила часто ездила за границу. Как рассказали «Киберпартизаны», в 2008—2019 годах она выезжала в Польшу и Литву более 160 раз — в среднем это чаще, чем раз в месяц. Ездила обычно на 1−3 дня как пассажир. Водителем несколько лет у нее был, по словам тех же «Киберпартизан», сотрудник КГБ Александр Сыроватко. Часто она отправлялась в зарубежные поездки на автомобиле Сергея Ровнейко, бывшего помощника Лукашенко по Гродненской области. В 2018-м его задержал КГБ. Ровнейко осудили на 12 лет колонии якобы за взятку в 200 тысяч долларов. К тому же, с 2012-го по 2018 год Гавриила более 10 раз летала в Вену, Рим и Грецию.

Игуменья Гавриила. Гродно. 2020 год. Фото: TUT.BY
Игуменья Гавриила, Гродно, 2020 год. Фото: TUT.BY

В быту, по информации «Радыё Свабода», игуменья могла быть очень резкой с людьми: «к ней в монастырь никто не хочет идти». Поэтому, забегая вперед, скажем, что по состоянию на середину 2023 года в монастыре официально жили 14 монахинь, а в реальности — максимум четыре. Воскресная школа заполнялась при помощи учреждений образования города, которые при необходимости помогали создать массовость и направляли в монастырь детей.

Поддержка силовиков и российской агрессии

После 2020 года истинные взгляды монахини вышли на поверхность. Во время массовых мирных протестов даже среди руководства Белорусской православной церкви звучали голоса, склонные к осуждению насилия и поиску компромисса с протестующими.

Показательной в этом плане стала история архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия. На одной из воскресных литургий он высказался о разгоревшихся тогда протестах так: «Мы не говорим, какая там политика, какой политик, какая власть. Мы говорим, что совершается беззаконие. Наши люди превратились в зверей и терзают своих же братьев. К нам, священникам, приходят и рассказывают со слезами на глазах, „что с моей дочкой делают“. К нам приходят, рассказывают пожилые люди — на лавочке сидели, а их избили, унизили. Они жизнь отдавали за наше Отечество. И множество таких примеров… Поэтому в этом послании мы говорим: „Остановитесь! Вы поступаете не по Евангелию! Вы подняли руку на Христа, и вам не будет прощения! И дело ваше никогда не устоит!“»

Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. Фото: Гродненская епархия
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. Фото: Гродненская епархия

Вскоре после этого Гавриила организовала сбор подписей против архиепископа среди прихожан.

Впрочем, между этими людьми и раньше существовали разногласия. «Она ему много нервов съела. Они антиподы, это два абсолютно разных православия, два полюса. Владыке Артемию не нравилось „шаманство“, которое она устраивала: святыньки, святая землица, религиозные фетиши, нагнетание религиозного ажиотажа, спекуляция на религиозных темах. Владыка всегда выступал за здоровое, осмысленное христианство», — говорил собеседник «Радыё Свабода».

Первоначально игуменья Гавриила должна была подчиняться архиепископу Артемию, однако она игнорировала его рекомендации. «Что хочет, то и делает. Наоборот, старается насолить епископу, выступить вопреки ему с, извините, бабской наглостью. Это все страшно раздражало епископа», — вспоминал источник «РС». Поэтому в 2002 году Гродненский монастырь получил статус ставропигиального и перешел в непосредственное подчинение Патриаршему Экзарху — то есть Филарету.

В 2020-м архиепископа Артемия оставили на должности, однако летом 2021-го Синод БПЦ его отстранил. В одном из освещающих вопросы церкви телеграм-каналов говорилось, что отставка была согласована с Лукашенко. В апреле прошлого года Артемий умер после тяжелой болезни.

А вот Гавриила в сентябре 2020 года выступила на провластном женском форуме. Монахиня назвала белорусов, протестовавших против фальсификации выборов и жестокости силовиков, «толпой безумцев», «разъяренным стадом» и сравнила их с сектантами.

«Давайте трезво осмыслим, к какой свободе в кавычках и переменам призывают нас? К той же свободе, где родившийся ребенок до совершеннолетия не знает, кто у родителей мама или сын или дочь, когда родителей вместо святых слов „мама“ и „папа“ называют „родитель номер один“ или „номер два“. К той же свободе, когда через мерзкую паутину (имеется в виду интернет. — Прим. ред.) NEXTA и их кураторы призывают к забастовкам, к нарушению правопорядка, к оскорблению и даже линчеванию властей, правоохранителей, депутатов и нас, законопослушных граждан. К той же свободе, где, на первый взгляд, лукавая, безобидная цепь солидарности женщин с цветами и белыми лентами, с поднятыми вверх руками. Но сложенные пальцы этих рук напоминают нам руки лидеров деструктивных сект. Поверьте мне, это только сектанты ходят и показывают эти знаки», — заявила она.

Матушка Гавриила. Сентябрь 2020 года. Фото: TUT.BY
Матушка Гавриила. Сентябрь 2020 года. Фото: TUT.BY

«Мы видим толпу безумцев, которых жалко, за которых хочется молиться, перед которыми хочется встать на колени и просить: „Остановитесь!“ И которые под остервенелые звуки автомобильных клаксонов из венесуэльских революционных сценариев, в руках и на плечах, и на голове, и даже, прошу прощения, на заднем месте прикрепившие чужеродный, но якобы свой национальный бел-чырвона-белы стяг, как разъяренное стадо, вопят на весь город бесовские выкрики», — добавила монахиня.

Выступление состоялось 17 сентября. Спустя пять дней, 22 сентября, на официальном сайте БПЦ появилось сообщение, что игуменья Гавриила просит прощения у всех, кого оскорбило или задело ее выступление. «Настоятельница гродненской обители объяснила свои эмоциональные высказывания переживаниями за судьбу Родины и призвала всех стремиться к миру, согласию и любви», — говорилось в тексте.

Но в реальности монахиня осталась при своей позиции. В конце того же месяца она дала интервью порталу TUT.BY. «У меня было такое состояние, знаете, смешались боль за разрушение дома-родины, волнение за все то, что происходит в обществе, и сердечное переживание, что мы собственными руками можем уничтожить свою страну. В докладе не были написаны слова „безумцы“ и „разъяренное стадо“. Это как-то из сердца моего вырвалось», — заявила она.

Также Гавриила была уверена, что «Лукашенко победил на выборах, и не мое дело, какой реальный процент. Но то, что победил, — сомнений быть не должно. Сколько у нас избирателей? 5,5 миллиона. Максимально в Минске, может быть, выходили на митинги 220−250 тысяч. По областям, допустим, по 50 тысяч в каждой вышло. Получается 500−520 тысяч — вот вам эти 10%, которые и взяла Тихановская».

Относительно избиений участников протестов она заявила, что «применять положенную силу для сохранения порядка — это их [силовиков] право по закону». «Но нельзя избивать людей в тюрьмах и ИВС», — прокомментировала ее слова журналистка. «Ничего не могу сказать. С каждым случаем надо разбираться отдельно. Да, я слышала о жестокости, об избиении. Но ведь могли быть и провокации. Могли быть переодетые „провокаторы“ в форму ОМОНа, например», — парировала Гавриила.

В ноябре 2020 года она посетила УВД Гродненского облисполкома и принесла силовикам, за несколько месяцев до этого разгонявшим протесты, угощение, а также поблагодарила их за службу. В декабре того же года Гавриила получила орден Франциска Скорины.

Игуменья Гавриила вручает подарок силовикам. Гродно. 2020 год. Фото: TUT.BY
Игуменья Гавриила вручает подарок силовикам. Гродно. 2020 год. Фото: TUT.BY

Из матушки — в пропагандистку

В 2021-м Гавриила уже стала полноценно обслуживать госпропаганду. Например, в ноябре в разгар мигрантского кризиса, спровоцированного властями, она поехала на КПП «Брузги», где застряли мигранты. Там она решила все вокруг покрестить (при том, что подавляющее большинство мигрантов, очевидно, не были христианами). Но, если верить Гаврииле, произошло чудо — и крещение остановило работу водометов, с помощью которых польские пограничники отбивали атаки штурмовавших.

«На КПП со мной был еще один батюшка. Крестили на все четыре стороны: на вертолет, на эти водометы, людей. Читали Псалом 90-й, всем рекомендую. Я крестила, крестила, крестила. Водомет прекратил свою страшную деятельность. Искренне говорю!» — заявила игуменья.

В 2022-м она поддержала российскую агрессию против Украины. По ее мнению, сейчас происходит война «коллективного Запада» с Россией, что, «без всякого сомнения», является настоящей битвой добра со злом.

В мае 2023 года глава Совета Республики Наталья Кочанова предложила отдавать детей, которых отобрали у родителей, в монастыри. Скандальная активистка Ольга Бондарева поддержала идею и написала, что первым таким приютом «выбрана Гродненская обитель». Косвенно ее слова подтверждаются тем, что на опубликованных пресс-службой Совета Республики фотографиях со встречи Кочановой со священнослужителями присутствовала как раз Гавриила.

Митрополит Минский и Заславский Вениамин (на фото крайний слева), Наталья Кочанова (в центре) и матушка Гавриила (крайняя справа). Фото: t.me/bondareva_bez_kupjur
Митрополит Минский и Заславский Вениамин (на фото крайний слева), Наталья Кочанова (в центре) и матушка Гавриила (крайняя справа) на встрече в Совете Республики, май 2023 года. Фото: телеграм-канал Ольги Бондаревой

Недавно одиозная игуменья в очередной раз напомнила о себе. 7 января 2024 года в вечернем эфире телеканала СТВ, в рождественское воскресенье, показали рубрику Григория Азаренка «Мы». Пропагандист наведался к Гаврииле. В беседе с ним священнослужительница осудила тех, кто выступил против режима Лукашенко в 2020 году.

«Если бы наши друзья, как я их называю, болящие друзья, которые хотели совершить переворот государственный. Когда они эту попытку совершали, когда они зло творили в 2020 году и не только. И сказали бы руководителю страны: „Александр Григорьевич, оступились, но мы грешные люди, кто не ошибается? Все ошибаются! Простите нас. Да, мы поддались на какие-то бесовские уловки, простите нас“. Было бы все по-другому. Они бы не потеряли Родину, они не уехали бы со своей родной, любимой Родины, где их корни, где их родные, близкие», — заявила она.

Еще раньше, в 2023-м, она отметила, что «Господь наградил нашего президента многими своими дарами и талантами. Господь вручил ему управление государственным кораблем. Он — наш верховный главнокомандующий, кормчий и милостью Божией управляет этим кораблем достойно и праведно».

Теперь же Азаренок и Гавриила сошлись во мнении, что поклониться Лукашенко протестующим помешала… гордыня. А это один из семи смертных грехов. «Что это означает? Если они в этом не покаются — прямая дорога в ад», — гарантировала игуменья.

Читайте также