В ночь на 17 ноября умер известный белорусский телеведущий Сергей Филимонов. Проект всей его жизни — передача «Видимо-невидимо» — выходила без малого 30 лет и стала по-настоящему культовой. Zerkalo.io вспоминает путь ведущего, который десятилетиями рассказывал белорусам о мировой культуре.
Сергей Филимонов родился 5 октября 1959 года в семье партийного деятеля. Ведущий вспоминал, что в юности он пытался говорить с родителями о том, чтобы заниматься режиссурой, но его отец был категорически против этого. В итоге Сергей поступил на исторический факультет БГУ, который окончил в 1981 году. О своем образовании в советском ВУЗе ведущий вспоминал так:
— В советские времена более-менее подробно работать с этой [шоу-бизнес] темой могли лишь критики «буржуазной» культуры. Они были «бойцами идеологического фронта», то есть, выпускниками истфаков, коим я и стал. Закрытые просмотры фильмов посещал еще с начала 70-х годов. То же касается и музыки. Могу считать себя заядлым меломаном с более чем 30-летним стажем, ведь свой первый фирменный винил — легендарный альбом Pink Floyd «Темная сторона луны» — поставил в коллекцию в конце 1973 года.
Сергей Филимонов рассказывал, что всегда интересовался кино и музыкой, а с 15 лет занимался «фарцой», то есть подпольной продажей редких музыкальных записей. Благодаря этому будущий ведущий всегда был в курсе новинок и отлично ориентировался в мире кино и музыкальной индустрии. В 80-х Сергей жил в Москве, где познакомился с подпольным видеопрокатом. Вот как он рассказывал об этом в интервью Onliner:
— Еще в Москве накануне 1983-го знаменитый переводчик-синхронист Леша Михалев открыл для меня мир видео. Это был запрещенный тогда в СССР фильм «Калигула». Я, вся публика и лидер Всесоюзного клуба любителей кино, на чьей квартире это происходило, из-за такого просмотра могли отправиться за решетку.
Но в Москве Сергей не остался и вернулся в Минск, где в начале девяностых открыл собственный прокат видеокассет. Периодически он писал о культуре в вечернюю газету.
Тогда, в начале девяностых, зарождалось независимое белорусское телевидение. После падения железного занавеса страна стала открытой для мировой культуры: то, что раньше было запрещено, стало доступным и не наказуемым. Однако 30 лет назад получать информацию было намного сложнее, чем сегодня. О новинках музыки и кино узнавали из телевизора и газет.
— Представьте себе, газета «Вечерний Минск» по пятницам в киосках раскупалась тиражом 1 млн экземпляров, в том числе на «мове» 150 тысяч, — рассказывал Сергей Филимонов.
Ему несколько раз предлагали сделать культурный проект для белорусского телевидения. По словам ведущего, согласился он не сразу. Но в итоге первый выпуск «Видимо-невидимо» все-таки вышел в 1992 году. Сергей вспоминал, как появилось название, и что оно означает:
— Если любишь дремать в ванной, то можешь утонуть. Или увидеть что-нибудь во сне. Так случилось и со мной. Лежал в ванной, крутил в голове различные варианты, и тут осенило: кино — видимое, музыка — невидимое. Так и появилось название «Видимо-невидимо».
С тех пор передача регулярно выходила на БТ и очень скоро стала главным источником свежей информации о музыке и кино. Притом «Видимо-невидимо» никогда не была светской хроникой или сборником сплетен из мира шоу-бизнеса. Ведущий спокойно и с характерным полюбившимся многим юмором рассказывал о рейтингах топовых фильмов и песен, показывал трейлеры новых фильмов (по тем временам — настоящая редкость). В «Видимо-невидимо» можно было посмотреть клипы и настоящие рецензии на новинки кино. Каждый 70-минутный выпуск был настоящей ценностью: тогда нельзя было просто так посмотреть трейлер на YouTube, информации было мало, а за новыми фильмами нужно было натурально охотиться, разыскивая их в салонах проката. Кассеты с самыми интересными новинками сразу же уходили в аренду и буквально перескакивали из рук в руки.
В «Видимо-невидимо» была и обратная связь со зрителями. Сергей вспоминал, что каждую неделю в редакцию приходили сотни писем. Иногда фидбэк от ведущего получался забавным.
— На передачу приходили мешки писем от зрителей. Мы сидели, сортировали. Очень популярно было писать: «Покажите Мадонну», у нас стопка таких просьб лежала. А к Мадонне уже в то время было отношение: «Ну, сколько можно уже?». Но стопка писем-то есть. «Ладно, — говорю, — покажем». Ставим в передачу на три секунды фотографию Мадонны, я произношу в камеру: «Посмотрели? Спасибо за письма». По отношению к фальши и гламуру наш девиз был: «Никакого спуску!», и это находило отклик у людей.
На Первом национальном телеканале «Видимо-невидимо» выходила 10 лет, до 2002 года. Тогда выпуск программы был прекращен. Тогда ведущий рассказывал, что у их творческого объединения всегда были «договорные отношения с разными структурами Белорусского телевидения», однако на 2002 год они не были продлены.
— Из так называемого «официального эфира» меня выгнали так называемые «идеологи», засланные в нашу страну из восточной соседки, которые, к сожалению, правят бал в информационном пространстве Беларуси. И это при рейтинге номер один и при постоянном спросе у рекламодателей. Применение беларускай мовы в зоне популярности кажется им нежелательным. Что здесь удивительного? Если бы я руководил каким-то из государственных каналов ТВ, такой канал воспитывал бы самостоятельных людей с критическим отношением ко всему. По-вашему, это реально в теперешнем белорусском медиапространстве? — так вспоминал эти события ведущий в 2016 году.
После закрытия на БТ «Видимо-невидимо» выходила на канале СТВ. Это продолжалось до лета 2011 года. С 2012 до 2019 год передача выходила на канале «Белсат». Сергей регулярно публиковал отзывы на кино на своей странице в Facebook.
Причиной смерти ведущего его знакомые называют COVID-19. В последнее время он регулярно делился со своими подписчиками мыслями о том, что коронавируса не существует, ставил под сомнение вакцинацию от этой инфекции и необходимость ношения масок.