Новая война между ХАМАС и Израилем имеет отчетливый религиозный характер. Если судить по заявлениям руководителей террористической палестинской группировки, поводом для начала ее атаки на Израиль стало якобы имевшее место осквернение мечети Аль-Акса в Иерусалиме — одной из трех главных святынь исламского мира. «Бурей Аль-Аксы» ХАМАС назвал и само вторжение в Израиль. А многочисленные антиизраильские акции в поддержку боевиков начались в арабских и других мусульманских странах сразу после террористической атаки — то есть еще до начала ответного удара Израиля по сектору Газа и связанных с ним жертв. В чем же заключается причина многолетней вражды между мусульманами и евреями? И есть ли какой-то шанс на примирение между представителями двух религий? Разбираемся.
Как выглядят отношения между мусульманами и евреями сейчас
Нынешний уровень неприятия в отношении Израиля и евреев со стороны многих мусульман хорошо иллюстрируют многочисленные пропалестинские демонстрации — в том числе и в странах Европы. Например, в Лондоне митинг собрал около 300 тысяч человек, а среди звучавших там лозунгов был и такой: «от реки до моря» (имеется в виду территория от реки Иордан до Средиземного моря) — то есть речь шла о призыве к уничтожению Израиля как такового.
Уже в первый день атаки, 7 октября, власти Исламской Республики Иран поздравили бойцов ХАМАС с удавшимся крупнейшим нападением на Израиль за последние годы, а МИД арабского государства Катар немедленно возложил ответственность за нападение на сам Израиль. В этот же день антиизраильские акции прошли во многих мусульманских странах, в том числе в Турции, Йемене, Ливане, Иране, Ливии, Ираке.
Сейчас участники подобных манифестаций выступают преимущественно в поддержку жертв израильских ответных ударов по сектору Газа — но 7 октября, в первый день войны, убивали, насиловали и похищали лишь мирных жителей Израиля (включая женщин и детей). Что совершенно не мешало жителям исламских государств, а также их единоверцам из других стран — например, из Германии, — демонстрировать свою солидарность с террористами.
В ХАМАС причинами нападения называли стремление привлечь внимание мира к ограничениям, наложенным Израилем на сектор Газа, и желание захватить заложников, чтобы обменять их на заключенных в израильских тюрьмах членов организации. Однако в Израиле считают, что эта атака, как и прежние, была мотивирована в первую очередь идеологией ненависти к евреям и их государству.
Нельзя сказать, что последнее мнение не имеет под собой оснований. Концепция ненависти к Израилю проповедуется многими современными исламскими богословами. Например, иранский великий аятолла Макарем Ширази находит источник ненависти к Израилю (и к евреям-сионистам как сторонникам его существования) в Коране. Ведь эта священная книга не запрещает проклинать врагов Аллаха, тиранов, нечестивцев и преступников.
«Необходимо различать евреев, иудеев и сионистов. Евреи — это национальность, и мусульмане не имеют ни к кому вражды по национальному признаку. Иудеи — это последователи иудейской религии, которые в исламе считаются людьми писания. Мусульмане не имеют вражды к иудеям, если те не враждуют с мусульманами. Сионисты — это сторонники радикального национально-политического движения, объединяющего некоторых евреев и иудеев. Именно сионисты повинны в том, что на мусульманских землях было создано незаконное государственное образование Израиль. Именно с ними мусульмане ведут справедливую борьбу», — считает Ширази.
Возможно, именно поэтому террористы не имели особых проблем с вербовкой боевиков для участия в нападении на Израиль среди религиозных палестинских арабов сектора Газа. Участниками вторжения добровольно стали обычные «мирные» жители этой территории — и этот их выбор нашел поддержку со стороны их семей. Родственники погибших террористов называют их «мучениками».
Антиизраильская и антисемитская риторика, к сожалению, является своеобразной нормой для многих политиков исламского мира, которые в XXI веке всерьез отрицают право Израиля на существование. Один из их ярких представителей — бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который считал, что Израиль нужно «стереть с лица земли», а массовое уничтожение евреев нацистами (Холокост) называл выдумкой. Впрочем, даже факт признания Холокоста сам по себе не делает позицию мусульманских политиков по отношению к Израилю мягче. В 2003 году на саммите Организации Исламская конференция премьер-министр Малайзии Моххамад Махатхир заявил: «Во Второй мировой войне европейцы убили шесть миллионов евреев из двенадцати. Но все равно евреи правят миром. Мы должны выиграть эту битву».
Рациональными аргументами вроде желания привлечь внимание мирового сообщества к проблемам сектора Газа невозможно объяснить страшную жестокость, которую проявили боевики ХАМАС во время своего кровавого рейда на израильскую территорию. Зато массовые расправы и похищения, убийства и обезглавливание детей, уничтожение целых семей с маленькими детьми хорошо объясняются ненавистью к Израилю и евреям, которая культивируется руководителями террористов и частью исламских религиозных деятелей.
Напряженность в отношении мусульман к евреям подпитывается самим фактом существования независимого еврейского государства на Ближнем Востоке, с которым не может смириться значительная часть мусульман.
Но, несмотря на столетия соседства мусульман и евреев, так было далеко не всегда. Когда же появилась эта ненависть?
Как ислам и иудаизм уживались в прошлом
Ислам и иудаизм (национальная вера евреев) имеют много общего — включая общность происхождения. Они (вместе с христианством) относятся к числу трех главных авраамических монотеистических (то есть подразумевающих существование единственного бога) религий, которые восходят к легендарному прародителю семитских народов Аврааму. И мусульмане, и религиозные евреи верят в единого всемогущего бога, который обращается к людям через своих пророков. Этого бога следует любить, почитать и соблюдать установленные им правила. При этом иудаизм появился гораздо раньше как ислама, так и христианства.
Главная священная книга мусульман Коран прямо указывает на родство авраамических религий, веру их представителей в общего единого бога и их равенство перед ним на суде в конце времен. Тем самым ислам как бы включает себя и другие авраамические религии в одно религиозное братство: «Те, кто верит (в Коран), и те, кто следует иудейским (Писаниям), христиане и сабии — все, кто верит в Аллаха и Последний день, кто творит добро, получат свою награду у их Господа, не будет у них ни страха, ни печали».
Похожим образом и иудаизм допускает возможность спасения представителей других авраамических религий. Причем ислам в силу своей в высшей степени монотеистической ориентации имеет здесь даже определенные преимущества по сравнению с христианством, чье учение о Троице, по мнению некоторых приверженцев иудаизма, «ослабило» веру в единого бога. Кроме того, в отличие от христианства, в исламе никогда не выдвигалось обвинение иудеев в ответственности за смерть Иисуса — что с точки зрения христиан считается богоубийством.
По мнению великого средневекового еврейского философа и богослова Моисея Маймонида, ислам, как и христианство, имеет важное место в божественном плане спасения: благодаря двум более новым авраамическим религиям присущее иудаизму мессианическое представление об искуплении грехов проникло в сознание неевреев.
Отсутствие взаимного неприятия между исламом и иудаизмом в их базовых установках привело к тому, что на большем отрезке совместной истории евреи не сталкивались в мусульманском мире с такой дискриминацией и жестокостью, как в христианских странах. Но идиллическими отношения между евреями и мусульманами тоже никогда не были. Проблем в них хватало с самого начала.
Ислам возник среди арабов Аравийского полуострова в VII веке. Еврейские общины в этом регионе к тому времени существовали уже несколько сотен лет — как минимум с II–III века, когда они бежали в аравийские пустыни от преследований со стороны Римской империи. Присутствие евреев сыграло большую роль в появлении и формировании ислама. Основатель этой религии Мухаммед, вероятно, еще в молодом возрасте познакомился в пересказах (читать и писать он, скорее всего, не умел) со священным писанием евреев и их устной религиозной традицией. В возрасте около 40 лет он посвятил себя молитвам и размышлениям о Судном дне, понял, что был избран богом в качестве пророка для арабов, и, объявив об этом, основал новую монотеистическую религию. Впоследствии его пророчества и учение составили Коран — священную книгу мусульман.
Мухаммед и его последователи достаточно быстро покорили языческие племена Аравии и обратили их в свою веру. Затем арабские завоевания распространились за пределы Аравийского полуострова — в том числе и на Израиль, входивший до того в состав Византийской империи. Поскольку еврейское население этого региона угнеталось христианскими правителями Византии, приход новых завоевателей не стал для евреев трагедией.
Суть учения Мухаммеда заключалась в следующем. Коран — это божественная книга, которая постепенно открылась пророку через ангела Джабраила. Ислам, основанный на этой книге, — это единственная, вечная и истинная религия. Вопрос вечности религии, появившейся в VII веке, объяснялся довольно просто: древние пророки Израиля и Иисус (которого мусульмане считают одним из пророков) проповедовали именно ислам, но евреи и христиане исказили их учение.
Сам Мухаммед считал своей миссией подтвердить то, что уже было объявлено предыдущими пророками, — и исправить то, что было искажено. Соответственно, он с уважением относился к еврейским священным книгам и пророкам Израиля. Поначалу он не видел серьезной разницы между иудаизмом и исламом, и это вселило в него надежду, что евреи охотно примут новую веру. Чтобы завоевать их признание, он распространил некоторые еврейские обычаи на свою религиозную общину — например, запретил употребление свинины и обязал верующих стоять во время молитвы лицом к Иерусалиму. Но надежды мирно обратить евреев в ислам не сбылись — и сменились разочарованием.
В 624 году Мухаммед призвал еврейский клан Кайнука из Медины признать его в качестве пророка. Те отказались. Мухаммед взял их в осаду, победил и изгнал евреев из города, а их имущество конфисковали в пользу мусульман. В 627 году отказались перейти в ислам евреи из Курайза. Мухаммед атаковал и их — и снова победил. После этой победы от 600 до 900 евреев были обезглавлены на рынке Медины. Была уничтожена вся мужская половина общины, кроме одного человека, перешедшего в ислам. Затем пророк разделил захваченное имущество — женщин, детей, лошадей и дома — между мусульманами.
А в 640 году армия Мухаммеда атаковала населенный евреями оазис Хайбар в 140 километрах к северо-западу от Медины. После полуторамесячной осады жители сдались на условиях договора, получившего название зимма. В соответствии с ним Мухаммед разрешил евреям сохранить свою веру и обрабатывать оазис с условием, что они будут отдавать мусульманам половину урожая. При этом Мухаммед сохранил за собой право изгнать их в любое время, когда ему заблагорассудится. Зимма Хайбара стала образцом для последующих договоров между арабскими завоевателями и завоеванными иудейскими и христианскими общинами.
Как правило, за возможность жить и сохранить свою веру в исламских государствах побежденные приверженцы иудаизма (как и христиане) платили дань, или дополнительный налог — джизью. Джизья «работала» так же, как механизм экономического принуждения к переходу в ислам: принятие этой религии освобождало от ежегодной выплаты достаточно крупной суммы.
В различные периоды существования Арабского халифата отношение его правящей элиты к «еврейскому вопросу» было разным. Например, при фатимидском халифе Аль-Хакиме Биамриллахе, который правил в 996−1021 годах, наблюдались дополнительные притеснения «людей Писания» (к которым мусульмане относят христиан и иудеев). Однако это давление сильнее действовало на одну из конфессий: когда множество знатных чиновников-христиан перешло в ислам, большинство их коллег-иудеев осталось в лоне своей веры.
В целом политику арабских завоевателей к евреям и христианам в средневековых мусульманских государствах некоторые исследователи характеризуют как «религиозный апартеид». Примером может служить период арабского владычества в Испании, когда здесь действовал свод теологических, политических и бытовых правил, создававших для немусульманского населения цепь постоянных унижений и ритуальных оскорблений.
В соответствии с ним, мусульманам, например, запрещалось делать массаж иудеям и христианам, выносить после них мусор и убирать отхожие места: «Уместнее, если иудеи и христиане выполняют эту работу, так как это самая презираемая работа». Мусульманин должен был презирать евреев, стараться не здороваться с ними словами «мир тебе» и вообще не пересекаться с ними на одном пути. Евреям в Аль-Андалусе (арабское название Испании), равно как и другим немусульманам, предписывалось носить знак, по которому их можно было опознать — и ношение которого считалось постыдным. Разумеется, евреям было запрещено ездить верхом на благородных животных вроде лошади и иметь близость (а тем более заключать брак) с мусульманкой.
Краткий период религиозной терпимости Аль-Андалус пережил лишь во второй половине X столетия под властью халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III и его наследника Аль-Хакама II. При Абд ар-Рахмане на высокие посты в мусульманской Испании впервые попали евреи — врач Шаздаи Бен Шапрут и великий визирь Гранады Самуэль ибн Нагрелла (Шмуэль ха-Нагид). Евреи на высоких постах считались в Испании более надежными, чем христиане, которые находились под постоянным подозрением в шпионаже в пользу вражеских христианских королевств и княжеств. А в противоположность мусульманской знати они были менее опасны для халифа и султанов — так как не имели династических и клановых связей при дворе и, будучи «неверными», не могли рассчитывать на получение полной власти в результате дворцового переворота.
В XI веке непродолжительная «идиллия» в арабско-еврейских отношениях на Пиренейском полуострове закончилась. В 1066 году в Гранаде произошел еврейский погром, во время которого было убито несколько тысяч евреев — в том числе и еврейский визирь Йозеф (сын ибн Нагреллы).
Упоминавшийся выше самый знаменитый еврей мавританской Испании, знаменитый философ и врач Моисей Маймонид в 1149 году (в возрасте 14 лет) был вынужден вместе со своей семьей покинуть Кордову из-за гонений на евреев. Позднее в своем письме к евреям Йемена он так рассказывал о тамошних погромах: «Задумайтесь, мои единоверцы, что Бог бросил нас среди этого народа — арабов, из-за наших тяжелых грехов. Никто и никогда так не оскорблял, не унижал, не издевался и не презирал наш народ, как они, мы обесчещены ими самым невыносимым образом».
После того как значительная часть Ближнего Востока (включая исторические еврейские земли в Палестине) оказалась под властью Османской империи, социальный статус местных евреев упрочнился. Турецкие власти не требовали от них обращения в ислам и предоставили определенную автономию во внутренних делах. Например, султан Мехмед II (правил в 1444–1481 годах) позволил главному раввину вести гражданские и религиозные дела еврейской общины.
В различных регионах обширного исламского мира положение евреев было разным. Например, в мусульманских ханствах Центральной Азии, где существовали многочисленные еврейские общины, в XIX веке для них имелся сборник правил «21 запрет». Он обязывал евреев носить специальные головные уборы и опоясываться веревкой для того, чтобы их можно было легко отличать от «правоверных». Евреи должны были строить жилища на пол-аршина (около 35 сантиметров) ниже мусульманских, им запрещалось ездить верхом и на телегах, покупать и продавать имущество.
Когда и почему отношения мусульман и евреев кардинально испортились
Несмотря на многочисленные трения в прошлом, по-настоящему тяжелыми отношения между мусульманским миром и евреями стали в середине XX века. Триггером послужило создание Государства Израиль на территории Британского мандата в Палестине. Сторонники принятой среди многих мусульман точки зрения на эти события зачастую не совсем корректно называют эту землю «арабскими территориями» (на самом деле арабы появились здесь гораздо позднее евреев).
Поскольку к моменту предоставления Великобританией независимости своим подмандатным территориям здесь жило также много арабов, Генассамблея ООН в 1947 году постановила создать в Палестине два государства: еврейское и арабское. А города Иерусалим и Вифлеем, имеющие огромное значение для всех трех главных авраамических религий, должны были остаться под международным управлением.
Евреи в основном согласились с этим планом, а вот арабские государства выступили категорически против. После вывода британских войск и провозглашения независимого Израиля началась первая арабо-израильская война. Из конфликта против несравненно более крупной и населенной коалиции арабских государств неожиданно победителем вышел Израиль. Отразив арабское вторжение, он занял западную часть Иерусалима, который изначально планировалось отдать под международное управление, и некоторые территории, предназначенные для создания палестинского арабского государства. Но основную их часть все же заняли арабские страны — сектор Газа достался Египту, а Западный берег реки Иордан (Иудея и Самария) — Иордании.
Таким образом, восстановленное на Ближнем Востоке Государство Израиль со старта столкнулось с отказом арабских государств признать его легитимность — и те уже несколько раз пробовали уничтожить его военным путем.
Площадь Израиля — около 22 тысяч квадратных километров, что несколько меньше, чем площадь самой маленькой в Беларуси Гродненской области. Спор за такую небольшую территорию (не особенно плодородную и бедную на полезные ископаемые), наверное, все же может объяснить причину разногласий Израиля с палестинскими арабами и соседними арабскими государствами. Но вовлечение в этот конфликт удаленных от Ближнего Востока мусульманских неарабских стран — таких как Малайзия или Пакистан — объясняется дополнительной причиной. А именно — религиозной.
Небольшому участку Ближнего Востока между рекой Иордан и Средиземным морем, на котором сейчас находятся Израиль и территории Палестинской автономии, «повезло» стать святой землей сразу для всех трех главных авраамических религий. Для мусульман это земля Аль-Исра и Аль-Мирадж — сюда, согласно исламскому преданию, в конце жизни чудесным образом перенесся пророк Мухаммед, после чего вознесся на небеса.
Кроме того, в Иерусалиме, который Израиль считает своей столицей, находится мечеть Аль-Акса — третий важнейший исламский храм в мире. Она, по исламским верованиям, была до Каабы в Мекке первым объектом, по которому определялась кибла — направление, в котором мусульманин должен повернуться при совершении молитвы-намаза.
Мечеть Аль-Акса находится на Храмовой горе, которая, в свою очередь, является самым священным местом для иудаизма. Здесь стояли Первый и Второй иерусалимские храмы — и, по заверениям пророков, будет после прихода Мессии построен и последний, Третий храм. Однако сейчас на Храмовой горе находятся лишь религиозные святыни ислама — кроме мечети Аль-Акса это еще мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»).
Доступ к святым местам и контроль над ними являются постоянным предметом раздора между мусульманами и евреями. Например, когда в 2000 году влиятельный израильский политик Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, это возмутило находившихся там мусульман. Начавшиеся столкновения переросли затем в многолетний кровавый конфликт-интифаду.
Уровень вовлеченности удаленных от Израиля мусульманских государств в конфликт против него во многом связан с религиозностью правящих в этих странах режимов. Лозунг борьбы против «сионистских захватчиков», покусившихся на святую для мусульман землю, часто используется политиками государств, претендующих на первенство в исламском мире. Например, Иран еще в 1950-х годах стал одним из первых исламских государств, де-факто признавших Израиль и сотрудничавших с ним в экономической и военно-политической сферах. Но после исламской революции, свергшей власть шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, Иран превратился в самого последовательного и принципиального противника Израиля. В октябре 1979 года исламский лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни объявил Израилю «священную войну» и призвал все остальные исламские страны поддержать его призыв.
Может ли это противостояние прекратиться?
Главным продуктом ненависти между мусульманами и евреями являются огромные объемы человеческого горя. Очень хорошо это понимают, например, израильтянин Рами Эльханан и палестинский араб Басам Арамин. 14-летняя дочь Рами, Смадар, погибла от взрыва террориста-смертника из ХАМАС. А 10-летняя дочь Басама, Абир, стала жертвой случайной пули израильского полицейского в возрасте 10 лет. Пережившие страшное горе отцы могли превратиться в непримиримых врагов. Но нашли в себе силы отказаться от взаимной ненависти, чтобы сотрудничать в рамках движения «Родительский круг», которое объединяет израильтян и палестинских арабов, потерявших в конфликте ближайших членов своих семей.
Отказ от взаимной конфронтации иногда происходит не только на личном уровне. С ходом времени все больше и больше государств с преимущественно исламским населением признают Израиль, отказываясь от идеи его непременного уничтожения. Из арабских стран его уже признали Египет, Марокко, Иордания, Бахрейн, Судан и Объединенные Арабские Эмираты. А среди других мусульманских Израиль признают Турция, Албания, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.
Последним крупным прорывом в направлении нормализации отношений между исламским миром и еврейским государством стали так называемые Соглашения Авраама, которые Израиль заключил в конце 2020 — начале 2021 года с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом при посредничестве США. Новым шагом в этом важном направлении должно было стать историческое соглашение между Израилем и Саудовской Аравией, по которому богатое арабское королевство — хранитель общемусульманских святынь в Мекке и Медине — должно было признать еврейское государство на дипломатическом уровне. Однако атака ХАМАС и последовавший за ней военный ответ Израиля остановили переговоры по подготовке этого документа.
Можно допустить, что цель самоубийственной атаки ХАМАС как раз и заключалась в провокации роста антиизраильских и антисемитских настроений в мусульманских странах, что, в свою очередь, привело к остановке процесса примирения Израиля и исламского мира.