Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
Чытаць па-беларуску


Беларусь относится к числу немногочисленных стран, в которых на государственном уровне закреплено «двойное» празднование Рождества. К числу праздничных дней государство официально относит 7 января (православное Рождество) и 25 декабря (католическое Рождество), причем оба этих дня традиционно объявляются выходными для всех белорусов. При этом на самом деле 25 декабря один из главных христианских праздников отмечают не только католики, но и многочисленные белорусские протестанты. А 7 января остается рождественским днем далеко не для всех православных мира — больше половины поместных церквей отмечают праздник одновременно с католиками и протестантами. В прошлом году Православная церковь Украины (ПЦУ), отмечавшая ранее Рождество 7 января, разрешила священниками и прихожанам праздновать и 25 декабря. Почему вообще так получилось, что христиане начали праздновать Рождество в разные дни и при каких условиях белорусские христиане могли бы «объединиться» в его праздновании?

Два Рождества. Или одно?

В «системе координат» григорианского календаря, которым мы обычно пользуемся, большинство христиан мира отмечают Рождество 25 декабря. Западным церквям (католической и протестантским) «повезло», поскольку они в религиозных целях используют тот же самый григорианский календарь («новый стиль»), введенный папой римским Григорием XIII в 1582 году, и никаких расхождений между церковной и «обычной» датами у них не наблюдается.

У православных ситуация несколько сложнее. Вселенский патриархат Константинополя (формально главная православная церковь мира) и восемь из 14 поместных автокефальных православных церквей, признанных им, отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. Таким образом, в ближайшие несколько веков православные верующие, использующие новоюлианский календарь, будут праздновать Рождество в тот же день, что и западные христиане. Помимо Константинопольской, это Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Кипрская, Румынская, Элладская (Греческая) православные церкви, а также Православная церковь Чешских земель и Словакии.

Празднование Рождества в разных странах мира. Изображение: https://t.me/theworldmaps/116
Празднование Рождества в разных странах мира. Даты указаны по григорианскому календарю. Изображение: t.me/theworldmaps

Но некоторые православные поместные церкви продолжают в религиозных целях использовать старый юлианский календарь («старый стиль»), введенный в действие еще в 45 году до нашей эры. Из-за 11-минутной разницы между средней продолжительностью «юлианского» (365,25 суток) и «григорианского» (365,2425 суток) годов расхождения в датах между двумя календарями со временем накапливаются. «Лишний» день в юлианском календаре набегает примерно за 128 лет.

Таким образом, отмечая Рождество 7 января, верующие Грузинской, Иерусалимской, Польской, Русской, Сербской православных церквей и ПЦУ на самом деле празднуют его, как и большинство остальных христиан, в тот же день 25 декабря — только по «своему», юлианскому календарю. Интересно, что когда в разнице между юлианским и григорианским календарями набегут очередные сутки, праздник Рождества для этих церквей (если они к тому времени не перейдут на другой календарь) будет приходиться на 8 января, затем, через 128 лет, — на 9 и так далее.

Выходит, что практически все христиане мира празднуют Рождество 25 декабря — и разница между ними лишь в том, какой календарь они используют в религиозных целях. Если это «общегражданский» григорианский календарь или совпадающий с ним до 2800 года новоюлианский — то празднование приходится на предновогоднюю неделю. А если речь идет об одной из «консервативных» православных церквей, использующих юлианский календарь — с празднованием Рождества придется подождать, отметив его уже после Нового года.

На самом деле все даже сложнее. В первые века христиане Востока праздновали Рождество 6 января, объединяя этот праздник вместе с Крещением в Богоявление, и эта дата до сих пор используется для празднования древней Армянской апостольской церковью. Когда в IV веке римское христианство утвердило днем Рождества 25 декабря, это новое веяние не коснулось обособленно развивавшейся Армянской церкви. Большинство армян используют григорианский календарь, и их праздник приходится на 6 января. Но на территориях, где широко распространено использование старого юлианского календаря, верующие Армянской церкви могут использовать для определения даты праздника его — и их Рождество будет приходится на 19 января по «новому стилю».

Почему так вышло

Дата рождения Иисуса не указана в Евангелии. Как уже отмечалось выше, в первые века на Востоке Рождество отмечалось в один день с праздником Крещения 6 января под общим названием Богоявления. Традиция отмечать Рождество отдельно 25 декабря появилась в Риме в IV веке. Римляне того времени отмечали в декабре два шумных праздника. Первым был двухнедельный фестиваль Сатурналий в честь бога земледелия Сатурна (17−23 декабря), а вторым — день рождения иранского божества Митры, приходящийся как раз на 25 декабря. Исконно римские Сатурналии традиционно привлекали простонародье, а культ Митры (митраизм) был популярен среди римского чиновничества и армии. Возможно, именно близость двух популярных праздников и обусловила выбор 25 декабря в качестве даты для Рождества — одного из главных событий набиравшего тогда популярность христианства.

Как мы помним, эта инновация не прижилась в ряде древних восточных церквей, рано обособившихся от Рима — именно отсюда начинается отдельная история армянского Рождества, празднуемого 6 января. Для остального христианства празднование Рождества в один день, 25 декабря, оставалось общепринятой нормой, на которую не повлиял Великий раскол 1054 года между восточным (православным) и западным (католическим) христианством.

К XVI веку накопившаяся разница между солнечным («реальным») годом и годом юлианского календаря привела к тому, что Рождество 25 декабря, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, примерно на десять дней сдвинулось в сторону весны. Но еще большую проблему для церкви представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха — самый важный христианский праздник. В юлианском календаре, по которому жила церковь и весь христианский мир, условно считалось, что весеннее равноденствие приходится на 21 марта — но в реальности астрономические наблюдения показывали, что оно происходит уже 11 марта.

Папа римский Григорий XIII (сидит в центре) с японским послом. 1585 год. Иллюстрация: Roman painter. Pontifical Gregorian University, Public Domain, commons.wikimedia.org
Папа римский Григорий XIII (сидит в центре) с японским послом, 1585 год. Иллюстрация: Roman painter. Pontifical Gregorian University, commons.wikimedia.org

Католическая церковь считала такое расхождение, да еще и растущее с каждым веком, неприемлемым. Впервые за решение этой проблемы взялся папа римский Сикст VI в 1474 году. Но реализовать проект реформы календаря удалось уже упоминавшемуся папе Григорию XIII в 1582 году.

«Математически» эта реформа состояла из двух частей. Для начала для возврата весеннего равноденствия из календаря были изъяты 10 дней — то есть в октябре 1582 года после 4-го числа сразу наступило 15-е. Чтобы закрепить этот результат и избежать необходимости изымать дни из календаря впредь, средняя продолжительность года была уменьшена путем изменения «графика» назначения високосных годов. Если в юлианском календаре високосным годом считался каждый год, кратный четырем, в григорианском (по которому мы живем до сих пор) високосными перестали считаться года, кратные 100, но не кратные 400. Таким образом 2000 год по григорианскому календарю был високосным, а 2100 — не будет (по юлианскому календарю високосными являются оба этих года).

Календарная реформа, инициированная папой римским, пришлась на период Реформации. В этот период в Европе зарождалось альтернативное западное христианство — протестантизм, различные ветви которого выходили из-под духовной юрисдикции Рима. В авангарде переходивших на новый календарь держав были те, в которых позиции католицизма оставались особенно сильными. В октябре 1582 года «новый стиль» был принят в Испании, Португалии, итальянских государствах и в Речи Посполитой (недавно образованной конфедерации Королевства Польши и Великого княжества Литовского).

До конца XVI века григорианский календарь «завоевал» остальную католическую Европу и испанские колонии в Америке, постепенно перетягивая на свою сторону и протестантские государства. В 1700 году на «новый стиль» перешли Дания, Норвегия, протестантские монархии Германии, в 1752 году — Великобритания и ее колонии, в 1753 — Швеция. В XIX веке на григорианский календарь стали переходить другие, не христианские регионы тогдашнего европоцентричного мира — в 1873 году Япония, в 1889 году Сиам (Таиланд), в 1896 году Корея, а в 1912 году — Китай.

Широкое распространение в мире и высокая точность григорианского календаря, средняя продолжительность года которого очень близка к продолжительности «истинного» солнечного года, привели к тому, что пользоваться им стало очень удобно не только в религиозных целях. В результате в начале XX века на «новый стиль» в обыденной жизни стали переходить государства с высокой долей православного населения, долгое время принципиально остававшиеся оплотом старого юлианского календаря. При этом православные церкви этих стран (например, Югославии, Румынии, Греции) продолжали жить «по старому стилю». 31 января 1918 года на григорианский календарь перешла Советская Россия и контролировавшиеся ею территории распавшейся Российской империи — так «новый стиль» во второй раз пришел в Беларусь, которая «откатилась» к юлианскому календарю в конце XVIII века в ходе разделов Речи Посполитой.

Ситуация, в которой государство и общество живет по одному календарю, а религиозная жизнь протекает по другому, чревата различными неудобствами. В 1923 году православный Вселенский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор, на котором инициировал исправление юлианского календаря. Не желая принимать григорианский, созданный по воле католического папы, часть православных церквей перешла на созданный сербским астрономом Милутином Миланковичем новоюлианский календарь. За счет более сложной системы определения високосных годов средняя продолжительность новоюлианского года еще более приближена к продолжительности солнечного года, чем у григорианского. Если у последнего ошибка в одни сутки накопится более чем за 3 тысячи лет, то у новоюлианского — более чем за 40 тысяч лет. Впрочем, в практическом плане эта разница для нас несущественна: первое расхождение между календарями произойдет только в 2800 году, который по григорианскому летоисчислению будет високосным, а по новоюлианскому — обычным.

Для православных церквей, принявших новоюлианский календарь, в октябре 1923 года после 1 октября сразу наступило 14-е. До 2800 года они будут праздновать Рождество в один день с христианами, пользующимися григорианским календарем. Как уже упоминалось выше, Вселенский Константинопольский патриархат и большинство нынешних поместных православных церквей используют в настоящий момент новоюлианский календарь. Очень возможно, что в ближайшие годы к их числу прибавится и Православная церковь Украины, в качестве компромисса в этом году допустившая возможность празднования Рождества как по «новому стилю», так и по «старому».

Сможет ли когда-нибудь объединиться белорусское Рождество?

Многие верующие белорусы отмечают Рождество по григорианскому календарю. Это католики, протестанты различных деноминаций, белорусские греко-католики (униаты). Поскольку Белорусская православная церковь (БПЦ) сейчас представляет собой каноническое подразделение Русской православной церкви (РПЦ), она использует юлианский календарь, а значит, ее верующие отмечают Рождество по «старому стилю» (то есть 7 января по григорианскому календарю).

У нежелания РПЦ переходить на новоюлианский календарь есть несколько причин. Одна из них — сложное отношение к тому самому Константинопольскому патриарху Мелетию IV, которого русскоязычная православная миссионерская энциклопедия называет «инициатором новостильного раскола в Православной Церкви» и масоном. Сложные отношения между РПЦ и Вселенским патриархатом в целом делают очень маловероятным развитие событий, при котором новоюлианский календарь в обозримом будущем получит распространение на территории Русской православной церкви.

Архиепископ Стефан, предстоятель Македонской православной церкви (слева), и патриарх Порфирий, предстоятель Сербской православной церкви. Белград, Сербия, май 2022 года. Фото: Andrija12345678, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Архиепископ Стефан, предстоятель Македонской православной церкви (слева), и патриарх Порфирий, предстоятель Сербской православной церкви. Белград, Сербия, май 2022 года. Фото: Andrija12345678, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

С другой стороны, в православии давно сложилась система, по которой из состава Вселенского патриархата или поместных церквей нередко выделяются новые автокефальные (то есть самостоятельные) поместные церкви. Обычно это сложный и противоречивый процесс, связанный с образованием новых государств с большой долей православного населения. В настоящий момент на завершающей стадии создания собственных православных церквей находятся Украина (ПЦУ получила автокефалию от Константинопольского патриархата в январе 2019 года и признание от Элладской, Александрийской и Кипрской православных церквей) и Северная Македония (Македонская православная церковь провозгласила автокефалию от Сербской в одностороннем порядке в 1967 году, а в 2022 году начался сложный процесс ее признания со стороны других церквей).

Обсуждение возможности получения автокефалии БПЦ ведется в белорусском обществе давно, озвучиваются аргументы как в пользу такого решения, так и против него. Вряд ли можно рассчитывать на то, что какие-то практические шаги в сторону создания поместной Белорусской православной церкви могут быть предприняты в нынешних условиях — в первую очередь из-за политической зависимости Беларуси от России. Но при наличии воли со стороны самих верующих такое развитие событий не выглядит совсем уж невероятным. Если БПЦ когда-нибудь станет автокефальной, она вполне может присоединиться к большинству других православных церквей и перейти на использование новоюлианского календаря — а значит, все белорусские христиане смогут праздновать Рождество в один день.