Завтра, 4 августа, в Минске открываются II Игры стран СНГ. Это не первый случай, когда вместо прежних достаточно престижных международных форумов в нашей стране проводятся спортивные соревнования, музыкальные фестивали, культурные и другие мероприятия, ориентированные исключительно на Россию и близкие к ней государства. Вот конкретные примеры.
Спорт: были Европейские игры — стали Игры стран СНГ
В 2019-м, последнем спокойном году до выборов и войны, в Минске прошли II Европейские игры. Для них провели церемонию открытия, которой можно было гордиться. Частью того мероприятия стало театрализованное шоу «Когда цветет папоротник» в пяти эпизодах (музыку для него написал современный белорусский композитор Константин Яськов).
Первый эпизод рассказывал о легендах и преданиях Беларуси. Солистами этой части были лидер группы «Троица» Иван Кирчук и оперная певица Маргарита Левчук. В следующей авторы поведали о культурном и духовном наследии страны, вспомнив про Всеслава Чародея, Ефросинию Полоцкую, Николая Христофора Радзивилла Сиротку, Франциска Скорину, Витовта, Льва Сапегу, Симеона Полоцкого, Казимира Семеновича. Среди солистов этого эпизода был еще один оперный певец Илья Сильчуков. Третий эпизод посвятили выдающимся белорусским деятелям XX века. Четвертый эпизод «Память» рассказал о жертвах Второй мировой войны, в нем же режиссеры вспомнили о традиции белорусских рушников, которые уберегали от бед и болезней. А завершающий, пятый эпизод, на примере Беловежской пущи поднимал вопросы экологии и защиты окружающей среды.
Торжественная церемония получилась действительно стильной и рассказывавшей о Беларуси всесторонне. «По окончании Игр имидж Беларуси должен повыситься, она будет лучше интегрирована в европейскую жизнь», — заявил еще до начала форума президент Европейских олимпийских комитетов (ЕОК) Янез Кочиянчич.
В наши дни Константин Яськов, Илья Сильчуков и Маргарита Левчук уехали из страны, Иван Кирчук распустил свою группу. Тема Второй мировой войны затмила все остальные исторические периоды.
А вот в самом спорте контраст очевиден на примере нового форума. Во II Европейских играх принимали участие 3667 спортсменов из 50 стран мира. Соревнования в восьми видах имели статус квалификационных к летним Олимпийским играм в Токио.
На II Играх стран СНГ, по последним данным, ожидается более двух тысяч спортсменов из 23 стран, хотя ясно, что львиную долю из них составят спортсмены из стран Содружества Независимых Государств. Инициатором проведения игр является Россия. О квалификации к Олимпийским играм речи не идет.
Переориентация на Россию произошла и в ряде отдельных видов спорта. Это случилось после того, как Беларусь поддержала российскую агрессию в отношении Украины. Последовало отстранение почти всех наших спортсменов от выступлений в международных соревнованиях, после чего им остались лишь старты в Беларуси и России. Это происходит в плавании (сборная несколько раз в году выезжает в РФ на соревнования), волейболе (россияне допустили белорусские клубы в свои чемпионаты, а детей — в свои молодежные лиги), биатлоне (существует Кубок Содружества, в котором участвуют атлеты из двух стран, хотя периодически случаются скандалы, когда отечественных спортсменов не допускают даже к внутрироссийским стартам), хоккее (сборная Беларуси пропустила уже два чемпионата мира) и множестве других видов.
Чиновники периодически предлагают и вовсе отказаться от национальных соревнований. Например, генеральный менеджер сборной Беларуси по хоккею Михаил Грабовский выступает за объединение первенства страны с Высшей хоккейной лигой России. Генеральный секретарь Белорусской федерации баскетбола Анастасия Маринина радуется возможности сыграть во время Игр стран СНГ с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, не имеющими особых традиций в этом виде спорта. «Я думаю, что мы вернемся к тому, что имели во времена Советского Союза, когда проходил чемпионат СССР, который, наверное, был самым сильнейшим в Европе», — уверена она.
Начальник управления нацкоманд Минспорта Михаил Прокопенко призывает подтягивать различные интеграционные объединения: СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. «Сейчас у нас проходят соревнования совместно с Российский Федерацией. В дальнейшем, думаю, и остальные страны подтянутся: Китай, Объединенные Арабские Эмираты и так далее», — уверена призерка чемпионат мира по легкой атлетике Анастасия Мирончик-Иванова.
Наиболее афористично выразился министр спорта и туризма Сергей Ковальчук: «Конкуренция необходима! Однако не столь принципиально, будет проходить турнир в Брюсселе или в Уфе, главное, чтобы его уровень был соответствующим». Географический принцип Ковальчука на практике соблюдается, а вот спортивный — вряд ли, ведь не соревнуясь с лучшими мировыми атлетами и не участвуя в главных мировых форумах, белорусские спортсмены вряд ли в чем-то выигрывают. Некоторые функционеры и вовсе признаются, что «соревнуются» с мировыми лидерами заочно — сравнивая свои и их результаты на бумаге.
Театр: вместо всемирно известных режиссеров — фестиваль о Второй мировой
В 2011 году в Минске стал проводиться театральный фестиваль ТЕАРТ, появившийся при поддержке банкира Виктора Бабарико. Спонсорами были «Белгазпромбанк», который возглавлял последний, а также компания «Газпром трансгаз Беларусь». Для проведения форума при поддержке банка был создан Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», который возглавила менеджер Анжелика Крашевская. Новая организация стала формировать международную программу форума, а также продюсировать белорусские спектакли.
В первой, международной части фестиваля были представлены спектакли режиссеров, имевших мировое признание (Лев Додин, Ромео Кастелуччи, Оскарас Коршуновас, Кирилл Серебренников, Алвис Херманис и многие другие). А вот белорусские первоначально не было где показывать: современная театральная площадка в белорусской столице отсутствовала. На помощь пришел Бабарико: «Белгазпромбанк» выкупил заводское помещение в здании под номером 16 на столичной улице Октябрьской. В сентябре 2017 года там открылось пространство ОК16. Так экспериментальные проекты получили площадку для премьер и регулярных показов. Это позволило сформировать полноценную белорусскую программу для ТЕАРТа.
В 2020 году фестиваль прошел в последний раз. К тому времени Виктор Бабарико уже находился за решеткой. О следующем форуме речь не шла. Спустя год власти запустили ликвидацию «АРТ Корпорейшн», после чего фестиваль ТЕАРТ официально прекратил существование.
Символично, что государственной альтернативой ТЕАРТу оказалось мероприятие, связанное со Второй мировой войной. В апреле-мае 2023 года в столице прошел фестиваль «Перамога». В качестве его целей организаторы назвали «патрыятычнае выхаванне грамадзян, папулярызацыю лепшых спектакляў патрыятычнай тэматыкі і заахвочванне творчых работнікаў, якія ажыцяўляюць пастаноўку спектакляў патрыятычнай тэматыкі». Вся программа состояла из исключительно белорусских спектаклей. Большинство из них не было представлено на каких-либо международных фестивалях, фамилии практически никого из режиссеров ничего не говорили даже специалистам, не говоря уже о рядовых зрителях.
Предполагается, что фестиваль может стать ежегодным. Посыл форума — «Каб памятаць пра святую Перамогу» — свидетельствует, что основной акцент делается на пропаганду патриотизма (каким его видят власти), но не на искусство.
А что со спектаклями из-за границы? Этим летом из иностранцев к нам практически на безальтернативной основе приезжают лишь россияне. В этом году в минском фестивале «Балетное лето» принимали участие Воронежский и Башкирский театры. На площадке столичного Театра юного зрителя прошли гастроли петербургского ТЮЗа, на сентябрь запланированы показы на сцене Купаловского спектаклей коллектива из Казани.
Кино: из международного фестиваля — в форум стран СНГ и Азии
Фестиваль «Листопад» проводился в столице с 1994 года, но знакомый минчанам вид приобрел в 2010-м. Тогда его стал проводить упоминавшийся выше «АРТ Корпорейшн» во главе с Анжеликой Крашевской. Программным директором игрового кино стал Игорь Сукманов. Благодаря им и всей команде организаторов на «Листопаде» можно было посмотреть фильмы, которые за прошедший сезон демонстрировались на статусных мировых фестивалях (Венеция, Канны, «Берлинале», Торонто), а также картины бывших социалистических стран. Например, в 2019-м золото «Листопада» получила лента «Атлантида», ставшая одним из победителей на фестивале в Венеции. Фильм рассказывал о будущей победе Украины в войне с Россией и деоккупации Донбасса.
По словам кинокритика Тараса Тарналицкого, форум за десять лет «преодолел большой путь: оброс дополнительными программами, принимал гостей не только из стран СНГ, но и из Европы, Японии, Латинской Америки, получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров» и «являлся одним из важных региональных фестивалей вместе с Фестивалем Восточно-Европейского кино в немецком Котбусе, Одесским кинофестивалем».
«На минском форуме работало независимое жюри из представителей разных стран. С их решением можно было спорить или не соглашаться, но оно являлось не ангажированным, поэтому ему можно было доверять. В отличие, к примеру, от результатов первой Национальной кинопремии 2018 года: тогда среди победителей оказались фильмы, чьи создатели работали в жюри. Для меня это нарушение этики. На „Листопаде“ все было цивилизовано и по правилам. Поэтому в последние годы фестиваль имел высокий статус», — говорил Тарналицкий.
Но в августе 2021-го организацию фестиваля передали «Беларусьфильму», не имевшему опыта, контактов и связей в киномире для организации таких форумов. Старая команда из «АРТ Корпорейшн» осталась не у дел. В ответ Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров лишила фестиваль своей аккредитации.
В итоге уровень форума резко упал. В программе 2021 года всего несколько фильмов были отмечены победами на крупных международных фестивалях, преобладали картины мало или среднеизвестных режиссеров. Был отменен и национальный конкурс — впрочем, фестиваль того года проигнорировали практически все независимые кинематографисты. Победителем «Листопада» стал узбекский фильм «Илхак», посвященный событиям Второй мировой. Скорее всего, в программе он появился, поскольку был снят в сотрудничестве с «Беларусьфильмом». О других его заслугах и наградах неизвестно.
Аналогичная ситуация была характерна и для фестиваля 2022 года. Среди победителей преобладали картины из России и Азии (преимущественно Центральной). Вдобавок форум столкнулся с цензурой. Из афиши исчез фильм режиссера Андрея Кудиненко «Десять жизней Медведя». С проката его тоже сняли. После этого никаких белорусских игровых фильмов в программе «Листопада» не осталось.
Музыка: «Базар» для своих и минимум других активностей
Одним из символов культурной политики Беларуси при Александре Лукашенко стал «Славянский базар». После прихода к власти он взял фестиваль под плотный «президентский патронаж». Предоставляя «Базару» заметную поддержку за счет государства, политик каждый год открывает его лично, используя церемонию в качестве трибуны для выступлений. На одной из них в 2010-м Лукашенко открыто признал, что фестиваль искусств превратился в «политический инструмент». К тому времени «Славянский базар» уже давно играл значительную роль для государственной пропаганды и использовался для демонстрации успехов властей и их преемственности по отношению к СССР. Кроме того, с его помощью электорат обеспечивали «зрелищами» — как правило, в виде звезд российской эстрады.
Парадоксально, но при этом создателям и организаторам фестиваля удалось превратить «Славянский базар» в заметное европейское музыкальное событие, привлекавшее творческих людей из десятков стран. За 31 год лауреатами песенного конкурса молодых исполнителей становились певцы и певицы из 28 стран Европы, Азии и Америки. Среди них была и известная украинка Руслана Лыжичко — в 2004-м она одержала победу на «Евровидении».
Но после подавления протестов против фальсификации результатов выборов в 2020 году и (особенно) после начала российского вторжения в Украину в 2022-м пропагандистский ресурс на «Славянском базаре» стал использоваться в полную силу. Когда украинские исполнители отказались приезжать на фестиваль на территории страны, которая соучаствует в агрессии против их государства, «Базар» все больше и больше стал походить на белорусско-российский «междусобойчик». В этом году в списке творческих коллективов и артистов на сайте фестиваля было 30 российских и 15 белорусских «звезд» разной величины. Удивительно, но это вообще все представители славянских государств, приехавших на фестиваль, — не явились не только украинцы, но и представители Польши, Болгарии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговины.
События последних лет ударили и по другим популярным белорусским фестивалям. Среди них, например, крупный оупен-эйр «Рок за Бобров». Последний раз он состоялся в 2019-м. В 2020-м его перенесли из-за коронавируса. В 2021-м — из-за коронавируса и прерванного с Беларусью авиасообщения (после посадки самолета Ryanair с Романом Протасевичем на борту). В 2022-м — из-за «сложившейся геополитической обстановки в мире». О причинах отмены фестиваля в 2023-м никто писать уже даже не стал — хотя на сайте указано, что купленные билеты на мероприятия 2020 и 2021 годов будут действительны в 2023-м.
С того же дореволюционного времени не слышно и о минском A-Fest, проходившем в Лошицком парке. Лидский Lidbeer также пропустил три даты — 2020, 2021 и 2022. В этом году форум все же состоится. Но лайнапа на сайте пока нет — можно предположить, что на сцену выйдут белорусские и российские исполнители. Либо мероприятие и вовсе перестанет приглашать известных музыкантов — в анонсе говорится о «новом формате» фестиваля.
А вот регулярно проводящийся Viva Braslav (фактически сейчас он остается крупнейшим оупен-эйром страны), спонсором которого является «Альфа-Банк», в этом году столкнулся с отказом ряда участников: некоторые из них заявляли, что не желают быть связаны с Беларусью и ее властями.
Читайте также