Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. В 2025 году появится очередное пенсионное изменение. Оно еще больше усложнит жизнь некоторых беларусов
  2. С 1 августа повысят «копеечные» пенсии (чтобы прожить на них, нужно сильно постараться)
  3. Это раскол? Что происходит в полку Калиновского, где разгорелся конфликт, — поговорили с ГУР и самими калиновцами
  4. Лукашенко полетел с рабочим визитом в Россию и встретится с Путиным
  5. Беларусов вербуют на войну под видом поиска сотрудников «на вахту». Журналист «Зеркала» попытался устроиться — и вот что вышло
  6. Глава МИД Польши — о полном закрытии границы с Беларусью: «Режим может не оставить нам другого выбора»
  7. На рынке труда — небывалый дефицит кадров. Что о ситуации говорят чиновники и эксперты
  8. «А-а-а, Беларусь… Ну, такое нам не интересно». Большой репортаж «Зеркала» из прифронтового Харькова, в котором остается миллион жителей
  9. Убийства и огромные сроки. Вот что происходит с туристами, которые едут в Северную Корею (похоже, Минск нашел с ней «общие идеалы»)
  10. Беларус, воюющий в батальоне «Террор»: Самым страшным казалось стать так называемым самоваром — без рук, без ног и без «краника»
  11. Появились изменения по обмену валют
  12. «Высадили беларусов, которые везли евро». В чатах по пересечению границы Литвы снова переполох — вот что рассказала «Зеркалу» таможня
  13. В ISW рассказали о крупнейшей российской механизированной (танки, мотоциклы и редкий «Терминатор») атаке на Донетчине и ее целях
  14. Латушко и Сикорский обсудили запрет на въезд для авто на беларусских номерах. Вот как планирует действовать Польша
  15. В Беларуси приняли документ, касающийся мобилизации. В нем говорится об услугах
  16. Четверть миллиона под ковер. Власти похвастались раскрытием крупного хищения в Дрогичине, но умолчали, что речь о силовой структуре
  17. Лукашенко и Путин побывали на Валааме. Вот как показала Лукашенко его пресс-служба и фотографы Кремля
  18. Власти подтвердили: крупного ритейлера не удастся вытащить из «реанимации». Какая ситуация с другими проблемными торговыми сетями


На сцене Национального театра оперы и балета Беларуси 22 ноября пройдут обменные гастроли Большого театра России. Восточные соседи привезут в Минск оперу «Царская невеста» и балет «Иван Грозный», сообщает на своем сайте минский коллектив. Но есть нюанс: создатели второй постановки оправдывают главного героя, который к тому же вошел в историю Беларуси как жестокий захватчик.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Кем был Иван Грозный?

Балет «Иван Грозный» поставили в московском Большом театре еще в 1975 году во время брежневского застоя. Хореографом выступил Юрий Григорович.

Главным героем спектакля стал московский царь Иван Грозный (1533−1584). Начинавший как реформатор, позднее он превратился в жестокого тирана. По его инициативе проводилась политика опричнины, включавшая репрессии и террор в отношении собственного населения. В ее рамках только в Новгороде были уничтожены 10−15 тысяч человек, тогда как все население города не превышало 30 тысяч. Поход туда был не единственным — по дороге войско побывало в Твери, где убило несколько тысяч человек, на обратном пути — в Пскове.

Свою страну Грозный оставил в ужасающем состоянии, что косвенно привело к Смуте (время системного кризиса, имевшего место в Русском царстве на рубеже XVI–XVII веков).

Черный след Иван Грозный оставил и в Беларуси. В 1563-м московские войска после осады взяли штурмом Полоцк — один из крупнейших городов Великого княжества Литовского. При сдаче царь обещал не трогать его защитников, но слово свое сдержал лишь частично.

В пропагандистских листках того времени утверждалось, что в городе было убито 20−70 тысяч человек, остальные бежали. Но эти цифры явно преувеличены: в Полоцке не было столько населения, да и документы свидетельствуют, что в городе после захвата все еще оставались жители. Поэтому, как утверждает белорусский историк Андрей Янушкевич, доверять им не приходится. Но все же репрессии в адрес горожан, безусловно, были. Слово российскому историку Александру Филюшкину, написавшему в соавторстве книгу «Когда Полоцк был российским. Полоцкая кампания Ивана Грозного 1563−1579 гг.»:

«Польская „Хроника“ Матея Стрыйковского содержит известие о том, что после взятия Полоцка в город вошли татары, которые порубили монахов-бернардинцев, а местные евреи были утоплены в р. Двине. Согласно местным преданиям, евреев утопили в Волове озере, где их выгнали на лед и затем обрубили его. Генрих Штаден (опричник Ивана Грозного. — Прим. ред.) писал, что вместе с евреями, безуспешно пытавшимися откупиться от лютой казни, Грозный утопил и весь сдавшийся польско-литовский гарнизон. Это известие присутствует и в русских летописях. <…> У полоцких евреев было место памяти: старое кладбище возле урочища Салоник, где, по преданию, похоронены всплывшие на поверхность трупы еврейских мучеников 1563 г. Здесь сложно отделить легенды, всегда возникающие в подвергшейся иноземному вторжению местности, от реальности. К такого рода сведениям надо относиться с осторожностью, хотя в них нет ничего невероятного, и нет оснований совсем отказывать им в историчности».

Реконструкция внешнего вида Ивана IV Грозного по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым, 1963 год. Фото: Shakko, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Реконструкция внешнего вида Ивана IV Грозного по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым, 1963 год. Фото: Shakko, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

В любом случае бесспорно, что взятие Полоцка сопровождалось серьезными жертвами со стороны защитников и масштабным разрушением древнего города (по нему массированно били из пушек). Как минимум часть горожан была уведена в плен на восток, многие из них там и закончили свою жизнь, других перепродавали в рабство. Сам Полоцк после этого захвата уже никогда не восстановил былое величие.  

Взятие города сопровождалось вывозом из него ценностей. Например, именно после 1563 года исчезают упоминания о «Полоцком Евангелии» конца XII — начала XIII века, которое, по легенде, создала Евфросиния Полоцкая. Судя по всему, книгу вывез из Полоцка именно Иван Грозный. В следующий раз Евангелие всплыло лишь в середине ХIХ века. Теперь оно хранится в Санкт-Петербурге. Между тем рукопись считается древнейшей сохранившейся в почти полном объеме книгой, созданной и использовавшейся на территории Беларуси.

Как показали царя на сцене?

В балете Юрия Григоровича нашли отражение репрессии. Но, по версии авторов балета, они начались после того, как бояре при участии князя Андрея Курбского отравили первую и любимую жену царя Анастасию. Курбский трактуется как предатель, который бежал из страны. В реальности же этот человек не имел никакого отношения к смерти царицы. Он бежал в Великое княжество Литовское, спасаясь от царского гнева. Но в балете репрессии объясняются личными причинами и таким образом частично оправдываются. Сам же образ царя романтизируется.

«Постановка Григоровича, хоть и отрицавшего любую возможность актуализировать балет, на фоне первых попыток реабилитировать Сталина выглядела вполне однозначно и воспринималась как „антидиссидентский“ спектакль. О том, каким виделся „Иван Грозный“, в 1981 году написал в своей книжке „Дивертисмент“ балетный критик Вадим Гаевский. Тогда за три критические страницы, посвященные этому балету и его создателю, оставившему позади свои главные шедевры — „Щелкунчика“ и „Спартака“, тираж книги был изъят, в издательстве сменили все руководство, а автора не печатали еще три года», — писала критик Татьяна Ершова.

По ее словам, «Грозный» Григоровича «оказался квинтэссенцией „русскости“, которой гордятся и которую выпячивают, особенно на официальном уровне, неким идеальным образцом „государственной“ культуры».

Созданный в СССР балет шел до 1990 года, после чего был возобновлен в 2012-м. Как писала Ершова, «образ тирана, сформированного тяжким временем, вынужденного бороться с инакомыслием репрессивными методами, сейчас, как и в 1975 году, кажется заигрыванием с властью, но главное, что любому, кто сейчас видел балет, понятно: он больше про „православие, самодержавие, народность“, а не про музыку [Сергея Прокофьева], хоть и замечательную».