Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала


Гродненская провластная активистка Ольга Бондарева после 2020 года стала одной из самых медийных персон страны — в основном за счет множества доносов и публичных жалоб, которые она публикует в своем телеграм-канале. После сообщений этой женщины в Беларуси сносят памятники, запрещают праздники и мероприятия, а люди попадают за решетку и иногда там умирают. Из всего этого можно сделать вывод, что идеи и ценности Бондаревой полностью разделяют нынешние белорусские власти. Однако что это за установки? Чтобы это понять, «Зеркало» проанализировало ресурсы, которые администрирует активистка, — оказалось, что как минимум формально Бондарева исповедует целый ряд идеологий, зачастую противоречащих как друг другу, так и действиям самой женщины.

Коммунистка (но, похоже, ненастоящая)

Идеология, которую поддерживает Бондарева, казалось бы, очевидна — она активный член Коммунистической партии Беларуси и даже исполняет обязанности секретаря по общим вопросам городского комитета КПБ Минска. Коммунизм — это учение с весьма четко определенными ценностями и идеологией. Но действия и отдельные идеи, которые транслирует Бондарева, входят с ним в явное противоречие.

Ольга Бондарева. Фото: Гродненская правда
Ольга Бондарева. Фото: «Гродненская правда»

КПБ выводит свою историю из Компартии БССР, которая в свою очередь была частью Компартии Советского Союза (КПСС). Моральные принципы советских коммунистов, преемниками которых считают себя провластные белорусские, закреплены в Моральном кодексе строителя коммунизма, принятом в 1961 году. От активистки, занимающей достаточно высокую должность в столичном аппарате КПБ, можно было бы ожидать стремления ему соответствовать — но, как можно убедиться ниже, это не совсем так.

Второй пункт Кодекса предписывает коммунисту добросовестный труд на благо общества и категорично определяет: «кто не работает, тот не ест». Следует отметить, что КПСС с момента основания позиционировала себя в первую очередь именно как партия пролетариата (рабочего класса), к которому затем «на добровольной основе» присоединились крестьянство и интеллигенция.

Нам не удалось найти информацию о том, была ли в прошлом Ольга Бондарева рабочей какого-либо промышленного предприятия либо колхоза. Неизвестно также, работает ли провластная активистка сейчас кем-то, кроме исполняющей обязанности секретаря по общим вопросам Минского горкома КПБ. Однако наверняка заработок с помощью контрабанды сигарет в Польшу, чем Бондарева занималась в прошлом, не подходит под определение «добросовестного труда», описанное в Кодексе строителей коммунизма.

12 принципов Морального кодекса строителя коммунизма. Вкладыш в папку комсомольских конференций на заводе ЭЗТМ в г. Электросталь Московской области. 1963 год. Фото: Scanning Dmitry Makeev. Частное собрание, Общественное достояние, commons.wikimedia.org
12 принципов Морального кодекса строителя коммунизма. Вкладыш в папку комсомольских конференций на заводе ЭЗТМ в г. Электросталь Московской области. 1963 год. Фото: Scanning Dmitry Makeev. Частное собрание, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Согласно третьему пункту того же Кодекса, каждый настоящий коммунист обязан заботиться о сохранении и умножении общественного достояния. Информации о преумножении Бондаревой общественного достояния нам найти не удалось. Зато известно о ее причастности к сносу уже нескольких белорусских памятников (например, в Зельве, Старых Дорогах и, вероятно, в Гродно). В июле 2023 года Бондарева отчиталась о срезании минскими коммунистами креста, установленного в память о католическом священнике Винценте Годлевском, который выступал против нацизма, был арестован гестапо и замучен до смерти в лагере смерти у деревни Малый Тростенец.

Кодекс также провозглашает гуманизм и взаимное уважение основой отношений между людьми («человек человеку друг, товарищ и брат»). В то же время сотрудница Минского горкома КПБ постоянно оскорбляет и дегуманизирует, расчеловечивает людей с иными взглядами, называя их «бчбесами», «мразями», «извращенскими гнидами», «подонками», «выродками», «животными», «дегенератами» и другими подобными словами.

Ольга Бондарева на премьере фильма «Свидетель», на которую никто не пришел, 24 августа 2023 года
Ольга Бондарева на премьере российского пропагандистского фильма «Свидетель», на которую никто не пришел, 24 августа 2023 года. Фото: телеграм-канал Ольги Бондаревой

Русская ультранационалистка

Десятое правило все того же Кодекса обязует коммунистов быть нетерпимыми к национальной и расовой неприязни. Следует понимать, что интернационализм вообще является неотъемлемой составной частью коммунистической идеологии в ее советском понимании. Естественно, что это прямо противоречит национализму. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебных лозунга <…>», — писал безусловный коммунистический авторитет и создатель СССР Владимир Ленин. Для настоящих коммунистов национальность человека — это вообще несущественный признак. Для них гораздо важнее принадлежность к определенному социальному классу и уровень «политической зрелости», который позволяет (или нет) бороться за светлое будущее трудового народа.

Может показаться, что коммунистка Ольга Бондарева с ее постоянными нападками едва ли не на все проявления белорусскости (от литературы и письменности до любимых многими белорусами васильков) как раз и является интернационалистом. Тем более что так же нетерпимо она относится к проявлениям украинского национализма, утверждая при этом, что он в целом очень близок к нацизму.

Однако антинационалистическая позиция Бондаревой моментально меняется на ультранационалистическую, когда речь заходит о русском национализме. Активистка Компартии размещает у себя в канале призывы растить детей «русскими националистами» и популяризировать «русский мир» внутри и за пределами России. И параллельно «давить» противников русского национализма («русофобских тварей»). Именно такие нарративы (превознесение одной нации над другими вплоть до требования уничтожить последние) характерны для нацистской идеологии. Заметим: никакой информации о вынесенных Бондаревой предупреждениях за публикацию такой информации и призывов не было — это лишь подтверждает тезис о разделении официальными белорусскими властями подобных идей.

Что касается необходимой для истинного коммуниста нетерпимости к национальной дискриминации, то и здесь Бондарева вряд ли сможет считаться образцом для подражания для товарищей по партии. В своих публикациях она безо всяких сомнений использует оскорбительные наименования людей не русской национальности, что является открытым проявлением неприязни к другим народам. В активном лексиконе доносчицы присутствуют «каклы» и «хохлушки» (речь об украинцах), «пшеки» (поляки), «зачуханые лабусы» (литовцы), «пиндосы» (американцы), «наглосаксы» (англосаксы), а в перепощенных ею текстах — «жиды» (оскорбительное наименование евреев в русском языке).

Ольга Бондарева в гостях у гродненского ОМОНа, октябрь 2020 года. Фото: телеграм-канал «БондареVа. БеZ купюр»
Ольга Бондарева в гостях у гродненского ОМОНа, октябрь 2020 года. Фото: телеграм-канал Ольги Бондаревой

Антимонархистка (но репостит монархический канал, называющий левые идеи «психическим отклонением»)

Первый же пункт уже упомянутого нами Кодекса предписывает коммунисту преданно относиться к делу коммунизма — учению, последователи которого (по крайней мере на словах) стремятся построить общество, основанное на полном равенстве людей. В этом отношении коммунизм противопоставляется монархии, которая характерна для рабовладельческого, феодального и (в меньшей степени) капиталистического строя.

О преданности Ольги Бондаревой делу коммунизма легко судить по телеграм-каналу, в котором она активно публикует сообщения крайне правых политических сил — разумеется, в основном российских. Например, репосты из монархического телеграм-канала «Сыны монархии» Бондарева в ноябре делала 10 раз, в октябре — 10 раз, в сентябре — 4 раза, в августе — 7 раз.

Одиннадцатое правило из Кодекса предписывает коммунисту быть нетерпимым к врагам коммунизма. Избирательный подход Бондаревой к этому правилу виден на примере все того же телеграм-канала «Сыны монархии». Его автор совершенно не скрывает своих антикоммунистических взглядов.

Ольга Бондарева и "Инфоспецназ" Гродно в гостях у гродненского ОМОНа. Фото: телеграм-канал «БондареVа. БеZ купюр»
Ольга Бондарева и ее единомышленники из «Инфоспецназа» Гродно в гостях у гродненского ОМОНа. Фото: телеграм-канал «БондареVа. БеZ купюр»

Например, 6 декабря здесь появился отчетливо антикоммунистический и одновременно гомофобный пост «Сегодня ты — марксист, завтра — транссексуал». В нем автор в глумливой форме прокомментировал решение правящей Коммунистической партии Непала «по заветам Ленина» узаконить однополые браки. Еще в одном посте, от 10 декабря, автор «Сынов монархии» утверждает, что «левая идеология — это психическое отклонение», свойственное людям, «не способным жить по нормам и традициям нормального общества». А коммунистического теоретика Карла Маркса автор часто цитируемого сотрудницей КПБ Бондаревой канала называет «бездарным русофобом, который был не в состоянии сам заработать хоть копейки».

Несмотря на такой явный антикоммунизм, Бондарева активно репостит и тем самым популяризует «Сынов монархии» — что, разумеется, совершенно не похоже на нетерпимость к врагам коммунизма.

А на самом деле — великодержавная русская шовинистка

Ольга Бондарева. Фото: Instagram / @ola_bondreva
Ольга Бондарева. Фото: Instagram / @ola_bondreva

В целом идеологический фундамент, на котором базируется мировоззрение Ольги Бондаревой, больше всего похож на шовинизм — крайнюю (экстремистскую в истинном значении этого слова) форму национализма, в которой проповедуется идея национальной исключительности. Шовинизму присуще распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Под это описание прекрасно подходит уничижительное отношение Бондаревой к представителям различных национальностей, которое она открыто демонстрирует в своем телеграм-канале (примеры приведены выше).

Сам термин «шовинизм» впервые появился во Франции в комедийной пьесе братьев Коньяр «Трехцветная кокарда» 1831 года. Это производная от фамилии одного из героев произведения, агрессивно-воинственного новобранца Никола Шовена. Считается, что у него был прообраз — реальный ветеран наполеоновских войн, воспитанный в духе гротескного патриотизма и преклонения перед императором Наполеоном Бонапартом, которого он считал создателем «величия» Франции.

Ольга Бондарева также любит писать о величии державы — правда, не белорусской, а российской (о причинах этого чуть ниже) или исчезнувшей советской. А многие из текстов, которые активистка репостит у себя в канале, вполне можно охарактеризовать как преклонение перед Владимиром Путиным.

Фото: пресс-служба президента России
Владимир Путин. Фото: пресс-служба президента России

Фанатичный шовинизм в своем наиболее крайнем, человеконенавистническом проявлении являлся составляющей частью идеологии фашистских государств.

При этом шовинистические взгляды Ольги Бондаревой обладают интересной особенностью. Живя в Беларуси и будучи ее гражданкой, она пропагандирует здесь не привычный для коммунизма интернационализм или, например, местный белорусский национализм, а крайнюю, экстремистскую форму российского. И последовательно продвигает идею строительства «Союзного государства Беларуси и России», под видом которого происходит постепенное поглощение белорусского суверенитета Москвой.

Это не самый обычный, но далеко не исключительный случай. Многие известные шовинисты прошлых лет находили более привлекательными националистические идеи более крупных соседей. Так, основоположник немецкого нацизма Адольф Гитлер родился и вырос в Австрии — которую захватил после того, как стал немецким диктатором.

Выше мы уже рассказывали о странной аномалии в словах и действиях формальной коммунистки Бондаревой, которая критикует любые, совершенно не обязательно крайние проявления местного белорусского и других национализмов — и одновременно открыто пропагандирует экстремистские формы русского национализма, включающие в том числе призывы к физической расправе над оппонентами. Эта разновидность шовинизма, которой придерживается Бондарева, получила название «великодержавный шовинизм». Согласно ему, одна из наций должна занимать главенствующее («державное») положение в государстве, а другие этносы будут иметь в нем подчиненное положение — если им вообще будет позволено существовать.

С точки зрения многих великодержавных шовинистов такие «недонации» вообще не имеют права на существование — очевидно, что в случае с Бондаревой подобное отношение распространяется и на белорусскую. Великодержавному шовинизму присущи разжигание вражды и ненависти между народами, преследование и травля людей других национальностей.

Великодержавный шовинизм не раз становился движителем захватнических войн за передел мира. Его крайним примером принято считать упоминавшийся выше немецкий национал-социализм (нацизм), который объявил немцев «высшей расой», призванной главенствовать над миром, — и одновременно отказал в праве на существование многим другим народам. Приход нацистов к власти в Германии привел в конечном итоге к самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войне.

А еще белорусофобка, гомофобка и ксенофобка

Также для общественно-политических взглядов Ольги Бондаревой характерен набор сразу нескольких фобий, большинство из которых тесно переплетено с ее великодержавным шовинизмом.

Самой заметной из них является белорусофобия — враждебное отношение к факту существования самостоятельного белорусского этноса и государства, белорусскому языку, белорусской культуре. У белорусофобов крайне болезненную реакцию вызывает едва ли не любое проявление белорусскости. Негативная реакция, например, на белорусский язык — обычное явление в телеграм-канале Бондаревой. Причем критикуются даже совсем безобидные явления — например, размещенная на свитшоте компании Mark Formelle цитата из народной песни «Коляда», которая стала известной благодаря исполнению группой «Песняры».

Фотография, которой Бондарева проиллюстрировала свой "антивасильковый" пост. Фото: t.me/grodno_specnaz
Фотография, на основании которой Бондарева раскритиковала использование василька как одного из символов Беларуси, назвав его «нацистским». Фото: t.me/grodno_specnaz

Белорусофобия как мотив объясняет многие слова и действия Бондаревой. А как общая идейная база сближает ее со многими представителями нынешних белорусских властей, включая Александра Лукашенко, который годами продолжает утверждать, что белорусы и русские — это один народ.

Но вообще набор этнических и географических фобий Ольги Бондаревой шире. Он включает также полонофобию (враждебное отношение ко всему польскому), украинофобию, еврофобию, американофобию. Из всех подобных фобий носительница идеологии великодержавного русского шовинизма, естественно, считает чем-то плохим лишь русофобию.

К шовинизму Ольги Бондаревой добавляется также ярко выраженная гомофобия, которую доносчица считает положительной характеристикой.

Широкий спектр фобий Ольги Бондаревой вполне позволяет отнести ее и к числу ксенофобов — людей, испытывающих неприязнь, нетерпимость или ненависть к чужому, незнакомому, непривычному.