Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. У россиян рекордные потери в Украине, но довольно скромные успехи. Почему так получается, рассуждают эксперты
  2. «Крыма больше нет». Советник Трампа заявил, что Украина должна сосредоточиться на мире, а не на возвращении территорий
  3. Жители Гомельщины попросили у властей защиты от беспилотников — им пришел второй ответ от облисполкома
  4. «Я в а**е». Сбежавший в Беларусь блогер из Латвии удивился, получив первую зарплату на новом месте
  5. Немецкий актер Тиль Швайгер, которого раскритиковала Тихановская, рассказал, что ему понравилось в Беларуси
  6. Прощай, осень — на следующей неделе нас ждет ненастье, осадки и похолодание
  7. В Беларуси ввели налоговое новшество. Что и для кого изменилось
  8. Маргарита Левчук сообщила, что они с мужем не могут назвать сына. Нужно разрешение от миграции, а его нет
  9. Россия ночью выпустила по Украине рекордное количество дронов. Часть улетела в Беларусь
  10. Блогера, который уже четыре года за решеткой, снова будут судить. Он должен был скоро выйти на свободу
  11. Известного айтишника спросили, почему в Беларуси не могут создать свой ноутбук. Что он ответил
Чытаць па-беларуску


Беларусы и беларуски, которые включали телевизоры в нулевые, скорее всего, знакомы хотя бы с одним хитовым сериалом того времени. Тогда чаще можно было попасть на российские шоу — к примеру, «Мою прекрасную няню» (2004) или «Не родись красивой» (2005), — но попадались и зарубежные. По НТВ, который транслировали и в Беларуси, с 2003 года показывали культовый «Секс в большом городе» (1998). Сегодня эти названия могут вызывать чувство ностальгии. Но если начать вспоминать детали сценариев и сюжета, может оказаться, что сериалы того времени несут весьма сомнительные ценности и предлагают не самые лучшие ролевые модели — особенно для женщин. «Зеркало» рассказывает, почему то, на чем многие из нас выросли или взрослели, очень плохо состарилось, — на примере трех названных шоу.

Кадр из сериала "Моя прекрасная няня"
Кадр из сериала «Моя прекрасная няня»

«Моя прекрасная няня». Соперничество женщин и демонстрация удачного замужества как цели в жизни

В первую очередь стоит отметить, что российский сериал — это адаптация оригинального американского шоу The Nanny («Няня»), выходившего в 1990-х. Их сюжеты практически идентичны: женщины без значимого опыта работы и с совершенно иной культурой по воле судьбы попадают в дом к обеспеченному вдовцу с тремя детьми, которому как раз нужна няня.

В американской версии для развития сюжета героиню сделали еврейкой: ее культура очень отличалась от уклада семьи продюсера с Манхэттена, в которую она попала, — и на этом столкновении миров в том числе строился сюжет. В российской же версии остановились на том, чтобы сделать няню Викторию Прутковскую украинкой родом из Мариуполя. И этот пример более близко и наглядно показывает, почему такой прием можно назвать вредным.

В глазах россиян (то есть большинства зрителей) украинки оказывались стереотипными «дурочками, приехавшими покорять столицу». Возвращение в Мариуполь подавалось как самое страшное, что может произойти с уроженкой этого города, и не раз подчеркивалось, что люди, приезжающие оттуда, — или представители криминального мира, или недалекие специалисты в своей области. А еще в диалогах с няней Викой в сериях регулярно звучали шутки о том, что Украина крадет газ, или о неком «присоединении» страны. По словам украинского «24Канала», в 2000-х «многие зрители не обращали внимания на это, но война все расставила на свои места».

Может показаться, что это всего лишь шутки. Но и теория, и практика показывают: стереотипы очень живучи и влияют на каждого и каждую, кого касаются. Люди до сих пор подвержены предубеждению, что якобы многие украинки становятся секс-работницами и охотницами за чужими деньгами. Вспомним недавний пост американской актрисы Меган Фокс, которая сравнила себя с «украинской надувной куклой», чем вызвала бурную реакцию в комментариях.

— Самое забавное, что практически каждый отрицает свою подверженность стереотипам. Тогда почему же Пермь считается родиной необразованного быдла (отсылка на сериал «Реальные пацаны», где действие происходило именно в этом российском городе. — Прим. ред.), Париж — обителью высоконравственных и творческих личностей, а британцы всплывают в сознании непременно с чашкой чая в руках? — задавал риторический вопрос автор блога «Культурный маньяк».

Но это далеко не все проблемы сериала. Кроме Виктории и ее начальника — продюсера Максима Викторовича Шаталина, большую роль в сюжете играет персонаж Жанны Аркадьевны Ижевской, помощницы по бизнесу Шаталина. Она тайно влюблена в него и как бы «противостоит» Виктории, которая тоже претендует на его внимание.

При этом подается все так, что зрители и зрительницы волей-неволей воспринимают Викторию как положительную героиню, а Жанну Аркадьевну — отрицательную. Ведь последняя «мешает заполучить» первой желаемого мужчину. Во-первых, это поддерживает стереотип о том, что дружбы (или, по крайней мере, хороших отношений) между женщинами не существует и все они друг другу конкурентки. Во-вторых, такое противостояние героинь усиливает впечатление, якобы главная цель женщины — выйти замуж любой ценой и, по возможности, сделать это удачно (читай, за богатого).

— Красной линией — что через сюжет американского оригинального, что нашего сериала — проходит тема, что она, конечно, устроилась няней к продюсеру Шаталину <…>, но с первых же серий у нее есть тема, что в столице надо, как модно говорить, закрепиться. Закрепиться через мужика, — подчеркивали в российском подкасте «Паразиты».

В то же время акцент на искренних чувствах няни Вики на протяжении сериала практически отсутствует. Создается ощущение, что ее просто интересует брак, который решит ее проблемы с «положением в обществе» — и что это в целом вполне нормальное желание. Впрочем, и у самого Максима Шаталина нет никаких ярких человеческих качеств (кроме статуса), за которые женщинам хотя бы был смысл «бороться». Например, в сериале намекают, что львиную долю работы за продюсера делала его помощница.

«А что Жанна Аркадьевна и Вика нашли в Максиме Викторовиче? Самый пресный мужик в сериале», — заметила пользовательница Х ane__mur.

Такой процесс переосмысления сериала начался в соцсетях несколько лет назад. Люди стали пересматривать его сезоны из-за ностальгии и задавались вопросом, почему они вообще сопереживали Вике, ведь в ее персонаже нет ничего симпатичного. Например, беларусский художник Анатолий Чилик писал в 2019 году: «Пересматриваю „Мою прекрасную няню“ — и все совсем иначе воспринимается. Жанна Аркадьевна — затравленная одинокая женщина с разбитым сердцем. Вика — профнепригодная хабалка».

— Сколько девочек в 12 лет посмотрели этот сериал и сделали вывод, что надо надевать короткую юбку и идти к своему начальнику на стол садиться? — тоже рассуждали в подкасте «Паразиты». — А Максим Викторович ведет себя со своей помощницей просто максимально токсично: постоянно делает ей какие-то намеки, флиртует с ней, а потом делает вид, как будто вообще ничего не было и ничего между ними не происходило, а она ходит в непонятках.

«Не родись красивой». Подкрепление образа «женского коллектива» и зацикливание на внешнем, а не внутреннем

Сериал «Не родись красивой», выходивший с 2005 по 2006 год, тоже адаптация — но уже колумбийской теленовеллы «Я — Бэтти, дурнушка». Сюжет, как следует из российского названия, построен на том, что внешне непривлекательная героиня может стать успешной и обрести свое счастье. Это уже вызывает вопросы, так как предлагает оценивать женщин (а как позже станет ясно — и мужчин) с точки зрения их внешних данных и «популярности» у противоположного пола.

По сценарию, главная героиня сериала Катя Пушкарева устраивается на работу секретаршей Андрея Жданова — главы компании Zimaletto, которая производит модную одежду. Начальник героини — стереотипный красавчик, ее коллеги-женщины не отстают от него: современно одеваются и дружат с такими же, как они. Пушкарева же в коллектив явно не вписывается.

Катя Пушкарева. Кадр из сериала "Не родись красивой"
Катя Пушкарева. Кадр из сериала «Не родись красивой»

Зрителей и зрительниц подталкивали к сопереживанию главной героине, и им, конечно, хотелось, чтобы у нее все получилось: «недосягаемый» начальник обратил на нее внимание, а коллеги по офису перестали воспринимать ее как неудачницу. Однако если присмотреться, то окажется, что никого из перечисленных нельзя назвать положительной ролевой моделью.

Вторая секретарша Жданова Виктория Клочкова устроилась на работу только благодаря знакомствам и на самом деле ничего не умеет. Сотрудницы Маша Тропинкина, Таня Пончева, Амура и другие, которые входили в «женсовет», постоянно перемывали кости всем в офисе, а также занимались травлей и психологическим насилием в сторону Клочковой, подкрепляя стереотип о «женском коллективе». В то же время вице-президент Zimaletto Роман Малиновский потребительски относился к женщинам (к примеру, однажды составил инструкцию по соблазнению Пушкаревой ради целей компании). А сам Жданов вряд ли на самом деле понимал, как управлять компанией, и постоянно изменял своей невесте Кире Воропаевой.

При этом сама Пушкарева тоже совершала сомнительные поступки: например, составляла фальшивые финансовые отчеты и помогала скрывать измены Жданова от его невесты. В сериале все это подается как что-то хорошее (например, преданность начальнику и своей работе), а те же сцены Киры с подозрениями и расспросами намекают, что она очень неудобная и склочная партнерша. Пересматривая сериал годы спустя, некоторые стали подмечать: на самом деле сочувствовать стоило как раз «ведьме» Кире, а вот моральность многих поступков «милой» Кати Пушкаревой весьма сомнительна.

Психолог Ольга Романив рассказывала российскому изданию «7 дней», что для нее странно, почему сценарий написан так, что Пушкарева не смогла раскусить истинную сущность начальника и позволила втянуть себя в токсичные отношения.

— Здесь есть противоречие. Если она столь умна, то почему не предвидела истинный сценарий отношений? Если она столь дурна собой и закомплексована, почему тогда увлеклась тем, кто ей не ровня? Она отдавала себе отчет, какие девушки могут претендовать на Андрея [Жданова]. Возникает вопрос: так ли она умна и так ли некрасива? — комментировала психолог.

В конце теленовеллы Пушкарева все же получает пост главы компании вместо своего экс-начальника и уличает его в манипуляциях и вранье в свою сторону. Однако высокий пост героиня занимает все же не потому, что оценили ее управленческий талант, а в том числе и по стечению обстоятельств: если бы не ее слепая любовь к Жданову и выполнение всех, даже абсурдных указаний, она бы не оказалась на вершине.

Но самое главное — чтобы прийти к успеху, Пушкаревой все равно пришлось сменить имидж. В 168-й серии на актрису надели очки с более «модной» оправой, сделали ей стрижку с укладкой, а также переодели в трендовые на тот момент вещи. И только после этого началась ее «белая полоса». Получается, вместо того чтобы действительно показать путь героини, которая пришла к успеху благодаря своему уму или отличию от других, нам показывали то, что «дурнушке» просто стоит «подогнать себя» под общепринятые стандарты и завоевать лояльность начальника любой ценой.

Так Пушкарева выглядела после преображения. Кадр из сериала "Не родись красивой"
Так Пушкарева выглядела после преображения. Кадр из сериала «Не родись красивой»

— Недавно вспоминали «Не родись красивой», и получается, что главная тема опенинга (строки «Оставайся такой, как есть, оставайся сама собой» из песни в заставке. — Прим. ред.), что название — вообще мимо концовки. В итоге девушка сильно меняет себя, подстраиваясь под общество. И как это раньше не заметили? — написала пользовательница соцсети Х comatsucoraline.

После чего ей ответили, что все заметили, но около 20 лет назад «это было нормальным посылом».

— Чтобы быть «счастливой», женщина обязана сидеть на диете, быть конвенционально красивой и «такой же, как все женщины». Изменились времена и отношение к этому, а сериал — чисто продукт своей эпохи, — констатировала пользовательница Sachsen.

«Секс в большом городе». Женская инфантильность и созависимые отношения как ролевая модель

В американском сериале «Секс в большом городе» как такового сюжета нет. Четыре подруги — колумнистка Кэрри Брэдшоу, пиарщица Саманта Джонс, юристка Миранда Хоббс и галеристка Шарлотта Йорк — живут в Нью-Йорке жизнью одиноких женщин «слегка за 30» и пытаются найти свою любовь, иногда собираясь вместе и обсуждая свидания и секс.

Для своего времени этот сериал был революционным: в отличие от двух российских адаптаций, о которых рассказано выше, это шоу стало настоящим мировым прорывом: четыре выдуманных женских персонажа впервые заговорили о сексе открыто, прямо с экранов телевизоров — и это позволило миллионам реальных женщин последовать их примеру. Но советовать этот сериал в 2024 году или копировать модели поведения героинь будет уже явно лишним.

Кадр из сериала "Секс в большом городе"
Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Несмотря на эмпансипированность и раскованность главных героинь, практически все, что ими движет, это желание найти мужчину, соблазнить его или удержать, отомстить ему, выйти за него замуж или уйти (выбрать нужное). Главной драмой на протяжении всего сериала оставались отношения Кэрри и мистера Бига — мужчины, в которого она была влюблена, но быть вместе у них никак не получалось. Пара несколько раз то сходилась, то расходилась, однако никто из них словно не делал никаких выводов, толком не анализировал, что именно привело к очередной неудаче и как это исправить в следующий раз.

«Кэрри на пути к мистеру Бигу, который бросит ее в 82-й раз», — так комментировали в Х фотографию Сары Джессики Паркер, сыгравшей Кэрри в сериале, на дорожке церемонии Met Gala в 2024 году. Сегодня очевидно, что «Секс в большом городе», по сути, романтизировал токсичные и созависимые отношения — а ведь они казались «идеалом» для множества девочек и девушек.

Пользовательница Х WindDustStars объяснила такую популярность пары Кэрри и мистера Бига тем, что многие женщины оказывались в подобных отношениях, даже не замечая того, как становятся жертвами манипуляций.

— У многих из нас есть мистер Биг в нашей собственной истории — и, к нашему большому сожалению, мы действовали точно так же, как Кэрри. То есть безумно. Но об этом позже. Если вы забыли, вот краткая информация о мистере Биге: он мужественный, успешный и впечатляющий. Он напорист, но неуловим, игриво уклоняется от серьезных вопросов, кажется очарованным вами, но никогда не зацепляется до конца, предполагает близость в будущем, но никогда не воплощает намерения в жизнь, говорит вам, что любит вас, но на самом деле не показывает этого, страстен, а затем уходит, холоден, делится глубоко личными вещами, а затем запирается, — описывает WindDustStars. — А затем он намекает на свою неразрешенную травму, так что вы оправдываете все [его поступки] прощением, сочувствием и материнской нежностью. Теперь вы готовы ко второму раунду… упс, или это уже 64-й. Разве вы не клялись себе, что покончили с этим… типа, очень давно?

Однако остается непонятным, почему сценаристы не показали женщинам пример того, как справиться с такой ситуацией и выйти из нее. Ведь, как оставаться, многие и без сериала действительно знали по опыту.

Кадр из сериала "Секс в большом городе"
Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Что касается секса, то революционность сериала сводится просто к его наличию, пишет «Сноб». В остальном шоу вполне консервативно — вернее, взгляды его героинь.

Исчерпывающие примеры этому «Сноб» также приводит: «В одном из эпизодов Кэрри публично высмеивает своего любовника, который попросил ее пописать на него, в другом — она же стыдит Саманту за незакрытую дверь, застав ее за оральным сексом, наконец, все трое — Шарлотта, Кэрри и Миранда — постоянно иронизируют (а иногда и весьма зло осуждают) над раскрепощенностью Саманты, которая действительно не стесняется экспериментов: меняет любовников, вступает в сексуальные отношения с женщиной, занимается сексом с братом Шарлотты (естественно, вызывая этим необоснованное негодование последней), да и вообще ведет себя вполне свободно и, как считают другие героини, „по-мужски“».

Впрочем, в отличие от российских сериалов, кое-какие позитивные моменты в «Сексе в большом городе» все же были. Например, в шоу громко поднимались темы менструации, менопаузы, необходимости или ненужности удаления волос, абортов. Ведь всего четверть века назад многие подобные моменты оставались табу для разговоров даже шепотом и между подругами. Сегодня же кажется просто невозможным, чтобы подобные темы воспринимались как нечто шокирующее. Хотя есть и те, кто с этим не до конца соглашается.

— Поразительно, что сейчас [этот сериал] звучит так же смело, как в 1990-е, — писала редакторка сервиса «Кинопоиск» Кира Голубева. — Культура и общество, в которых мы живем, до сих пор испытывают дискомфорт от мысли о бездетной или — еще хуже — незамужней женщине. Ее успех по-прежнему измеряется семейным положением, а не способностью занять руководящую должность или купить квартиру. Все, за что женщины сражаются сегодня, Кэрри, Саманта, Шарлотта и Миранда пытались нормализовать еще 20 лет назад. Наше право на свободный секс, неврозы, на принятие своего тела и возраста, на отказ от семьи в пользу работы или отказ от карьеры в пользу материнства — это вещи, которые не должны осуждаться.

Если что-то перестало быть приемлемым — об этом важно говорить. «Зеркало» не боится назвать устаревшее устаревшим, даже когда это сериалы, которые мы любили в прошлом. В отличие от пропаганды, мы не цепляемся за «традиционные» убеждения, которые часто оказываются токсичными и нездоровыми стереотипами.

Поддержите редакцию, чтобы мы продолжали называть вещи своими именами

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться профессиональным и независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Всё о безопасности и ответы на другие вопросы вы можете узнать по ссылке.