Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Производители одной из европейских вакцин впервые признали, что она может вызвать тромбоз
  2. Еще один претендент на место в Координационном совете засветился в слитой базе с доносом в КГБ
  3. Россияне перестали атаковать Авдеевку, но у Украины есть как минимум две причины не радоваться этому
  4. Поддерживала друга-политзаключенного и не стала пропагандисткой. Вспоминаем историю Ядвиги Поплавской — артистке исполняется 75 лет
  5. «Из-за этой семьи я лишилась дома, на который копила полжизни». «Зеркало» поговорило с женщиной, которая нашла донос на себя в базе КГБ
  6. Врачи сделали беларуску «алкозависимой» без причин и 9 лет «проводили беседы» — без ее ведома. Узнав, она была в шоке и пошла в суд
  7. Что дает «паспорт иностранца», можно ли с ним на отдых в Турцию или без визы в США. Объясняем
  8. «У всего есть уши». Беларуска побывала в стране, где одна из самых жестких диктатур в мире и власть не менялась дольше, чем у нас
  9. В истории с «отжимом» недвижимости у семьи Цепкало — новые подробности


В январе в Беларуси проходит традиционный ежемесячный день информирования. В этот раз его тема заявлена так: «Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа». Мы прочитали материалы для идеологов, размещенные на сайте Мингорисполкома, и выбрали моменты, не соответствующие действительности.

Вече — прообраз ВНС?

"Псковское вече". Картина Виктора Васнецова. Изображение: wikipedia.org
«Псковское вече». Картина Виктора Васнецова. Изображение: wikipedia.org

На протяжение тысячелетней истории Беларуси на ее территории существовало несколько государств. Идеологам предлагают положительно говорить о первых из них: Полоцком и Туровском княжествах, а также Великом княжестве Литовском.

Правда, одно из положений, посвященное вече (народному собранию), существовавшему, в том числе, в Полоцке, откровенно режет глаз. Утверждается, что «данная форма народовластия стала прообразом Всебелорусского народного собрания в истории современной Беларуси». Попытка провести параллели между реалиями Средневековья и начала ХХI века вызывает у профессиональных историков улыбки, ведь это совершенно разные эпохи. Но все же разберем этот тезис.

Как пишет «Большая российская энциклопедия», вече «не являлось постоянно действующим органом власти, не имело четко определенных полномочий и регламента, собиралось, по-видимому, в экстраординарных ситуациях, не участвовало в непосредственном управлении». Теперешнее ВНС, судя по проекту Конституции, претендует на этот статус.

В научной литературе до сих пор ведутся дискуссии, кто являлся участником вече. По разным версиям, это были все свободные жители земли (например, полоцкой), свободные горожане или только знать. Учеными также высказывалось мнение, что термином «вече» именовались разные по типу собрания с различным составом участников. В любом случае, никаких выборов в вече или процедуры выдвижения его «делегатов» не было и не могло быть. Теперь — в теории — такие процедуры подразумеваются.

Термин «вече» использовался как на территории Беларуси, Украины и России, так и в Болгарии, Хорватии и Польше. Но только в этих странах развитие общества пошло дальше, в направлении свободных выборов. А вот Беларусь проводит параллели с древним собранием, выборов в которое не проводилось.

Впрочем, вече все же избирало и изгоняло князей и других руководителей, объявляло войну или мир. А все шесть Всебелорусских народных собраний прошли практически под копирку, единодушно поддерживая подготовленные заранее резолюции. Поэтому корректнее сравнивать их со съездами КПСС советских времен.

Добавим еще, что, как отмечают российские ученые, средневековое вече бы­ло тес­но связа­но «с та­ки­ми тра­диционными яв­ле­ния­ми со­ци­аль­ной жиз­ни древнерусского об­ще­ст­ва, как пи­ры, праздничные церемонии, торжественные встречи и проводы князей, обмен дарами».

Двойные стандарты к Речи Посполитой и Российской империи

Ян Матейко, картина Конституция 3 мая 1791, 1891 год. Король Станислав II Август (слева) входит в Собор Святого Иоанна Крестителя, где депутаты поклянутся защищать Конституцию. На заднем плане: Королевский замок, где Конституция была только что принята. И
Ян Матейко, картина «Конституция 3 мая 1791», 1891 год. Король Станислав II Август (слева) входит в Собор Святого Иоанна Крестителя, где депутаты поклянутся защищать Конституцию. Изображение: wikipedia.org

Разделы в методичке, посвященные Речи Посполитой (РП) и Российской империи (РИ), диаметрально противоположные. Первая нарисована исключительно в мрачных цветах, вторая — в светлых. В реальности все было несколько по-другому.

— Заключение в 1569 г. Люблинской унии (зафиксировавшей создание РП — Прим. Zerkalo.io) создало условия для окатоличивания и полонизации белорусского населения. <…> Власти Речи Посполитой последовательно проводили политику религиозного гнета, насаждая униатство и преследуя православных, — пишут авторы.

Во многом это правда, но речь лишь об одной стороне медали. Ведь российские — как, кстати, и советские власти — занимались русификацией. Первые массово загоняли белорусов в православие, вторые — пропагандировали атеизм и разрушали храмы. Но почему-то обвинения в религиозной политике — еще раз заметим, что во многом справедливые, — звучат только в адрес поляков.

— На всей территории Речи Посполитой, в том числе и в ВКЛ, господствовали феодально-крепостнические порядки. Напряженной была социальная обстановка и в городах. В их жизнь постоянно вмешивались магнаты и шляхта, а в Беларуси до 40% городов и почти все местечки были частновладельческими, — отмечают идеологи.

Читать про «феодально-крепостнические порядки» даже смешно: крепостное право отменили в 1861-м, когда Беларусь давно входила в состав России (ее восточные земли — почти 90 лет). Что касается частновладельческих городов, то это было типичное явление для того времени. Во времена империи Кобрином владел полководец Александр Суворов, Гомелем — его «коллега» Иван Паскевич, но авторов методички это обстоятельство не смущает.

Со ссылками на агентство БелТА и газету «СБ» (они указаны в качестве источников для написания текста) идеологи утверждают, что Российская империя «также является исторической формой белорусской государственности», «многие наши предки считали Российскую империю своим Отечеством».

Но большинство предков современных белорусов об этом вряд ли догадывалось. Ведь российские власти силой подавляли восстания 1794, 1830−1831 и 1863−1864 годов. Они закрыли Виленский университет (1832), а затем Горы-Горецкий земледельческий институт (1864), после чего на территории нынешней Беларуси не было ни одного высшего учебного заведения. До начала XX века не было ни одной школы, с преподаванием на белорусском. До того же времени запрещалось печатание книг на родном языке на латинице. А подавляющее большинство белорусских книг на кириллице не пропускала цензура. В официальных документах Беларусь называлась «Северо-Западным краем», отрицалось существование белорусов как отдельной нации.

Что лучше: БНР или БССР?

Народный Секретариат (правительство) БНР. 1918 год. Фото: wikipedia.org
Народный Секретариат (правительство) БНР. 1918 год. Фото: wikipedia.org

Разумеется, авторы методички не могли обойти тему создания белорусской государственности.

Для Белорусской Народной Республики — первой попытки провозгласить независимость Беларуси — они не находят ни одного доброго слова. Акцент делается на том, что БНР «не контролировала территорию, не обладала силовым аппаратом принуждения, ее финансовая и налоговая системы сформированы не были, большинство указов (…) носило декларативный характер». Ничего не говорится о ее влиянии на большевиков: многие считают, что без провозглашения БНР те бы вряд ли позже пошли на создание БССР.

Не забыли идеологи и попытку некоторых деятелей БНР заручиться поддержкой германской оккупационной администрации. Впрочем, перед этим Германия признала независимость Украины и Литвы, чьи территории также были ею оккупированы. А все обращения белорусских коммунистов в адрес Петрограда и Москвы — ведь белорусские территории позже заняла Красная Армия — почему-то не рассматриваются в том же ключе.

— Созданная в январе 1919 г. Социалистическая Советская Республика Беларуси (ССРБ) стала реальным белорусским государством, — говорится в тексте.

Но авторы забывают уточнить важный момент. Это государство не просуществовало и двух месяцев. Манифест об образовании республики обнародовали в ночь с 30-го на 31-е декабря 1918 года. Но уже 27 февраля 1919 года ССРБ насильно объединили с Литвой в единую республику под названием ЛитБел. И лишь спустя некоторое время БССР — уже под современным названием — провозгласили второй раз.

— В 1924 г. и 1926 г. произошло воссоединение с БССР восточнобелорусских территорий, временно находившихся в составе РСФСР, — рапортуют идеологи.

Они забывают сказать, что эти же территории аннексировали у Беларуси уже 16 января 1919 года — то есть спустя две недели после первого провозглашения республики.

Значение СССР в тексте всячески подчеркивается. Якобы именно тогда «началась история белорусского государства», на Полоцкое княжество и ВКЛ уже не обращают внимание. В свою очередь, о массовых репрессиях, сопровождавших значительную часть истории СССР, не говорится ни слова.

Что еще не так?

Мемориальный комплекс в Хатыни. Фото: wikipedia.org
Мемориальный комплекс в Хатыни. Фото: wikipedia.org

Отмеченные в тексте спорные моменты — далеко не единственные. Значительную часть документа занимает разбор событий Второй мировой войны.

— Нельзя забывать о том, что именно страны западной демократии вырастили нацистскую Германию, привели А. Гитлера к власти, оказывали ему всяческое содействие и закрывали глаза на агрессивную деятельность германского рейха в Европе, — утверждают авторы методички.

Во второй половине 1930-х правительства Франции и Англии действительно занимали странную позицию, потворствуя политике Гитлера. Но они не приводили его к власти. Это было внутренней немецкой трагедий. Кстати, на захват власти нацистами, скорее, повлиял Сталин, запретивший немецким коммунистам объединиться с социал-демократами, чтобы вместе противостоять НСДАП.