Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Лукашенко прокомментировал ситуацию в Сирии (упомянул и своего друга Асада)
  2. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  3. В Минтруда анонсировали, что пенсии некоторых беларусов с 1 января вырастут почти на 500 рублей в месяц. Кого это затронет?
  4. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  5. Может оказаться похлеще Асада? Рассказываем, что известно о группировке, свергнувшей сирийскую диктатуру, и о ее лидере
  6. Головокружительная карьера: главный охранник Лукашенко стал исполнительным директором «Беларусбанка»
  7. США предложили вооружить и обучить новобранцев ВСУ, если Украина снизит призывной возраст. Зеленский ответил
  8. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  9. В ISW назвали факторы, которые создают серьезные проблемы для устойчивости России и ее способности вести войну против Украины
  10. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  11. Лукашенко подписал очередной указ о помиловании, в списке 29 человек
  12. КГБ случайно выдал имена сотрудников, отвечающих за составление списка «террористов». Кто эти люди
  13. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  14. «От людей нельзя требовать не уезжать». Легендарный главред «Выборчей» — о спорах уехавших и оставшихся и влиянии политиков в эмиграции


Осенью 2020-го, когда тучи над Беларусью сгустились, появилась она: свет в окошке наших серых будней Елена ЖелудОk и ее мега-хит «Шчучыншчына». В то суровое время эта песня многих заставила оторваться от новостей политики и подумать про «ручаі, як рушнікі» и «дзевак», которые «танчаць у карагодзе». Что сейчас происходит в жизни неунывающей певицы? За последние 365 дней в жизни актрисы Елены Зуй-Войтеховской, которая играет ЖелудОk, многое изменилось. Они с семьей покинули Минск, прятались в бомбоубежище Львова и второй раз заново стали обустраиваться в другой стране.

Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской
Семья Елены Зуй-Войтеховской: Елена, муж Михаил и дети Петрик и Мария. Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской

«Жить, постоянно прислушиваясь, нет ли в подъезде кого-то постороннего, я больше не могла»

С Еленой мы договариваемся на интервью онлайн. К беседе актриса подключается с балкона. Небо ясное, птицы поют — мир и красота, но начинаем мы с войны. Война застала ее семью во Львове, где они успели пожить полгода.

— Львов — совершенно чудесный город c прекрасными людьми. В каком бы расположении духа ты ни находился, если выходишь на улицу во Львове, все у тебя становится хорошо, — не скрывает эмоций Елена и переходит от веселого к грустному. — Когда началась война, первое, о чем мы с Мишей (актер Михаил Зуй — муж Елены. — Прим. ред.) думали, — это дети. Их у нас двое: 9-летний Петрик и 6-летняя Мария. Чтобы обеспечить их безопасность, 26 февраля мы семьей выехали из Львова. До того, как попасть в Польшу, трое суток стояли в очереди на границе. Уезжать было непросто. С одной стороны хотелось туда, где спокойно. С другой — тут, в Украине, оставались наши друзья и какая-то часть нас. Было грустно и тревожно.

Первый месяц в Польше мы жили в Варшаве, сейчас в другом городе. Не знаю, сколько мы здесь пробудем. В принципе, мы с Мишей пришли к выводу, что, когда ты уже сделал первый шаг в эмиграцию (он очень сложный и волнительный), потом переезжать с места на место, из города в город становится уже привычной историей. Ты принимаешь это как определенный образ жизни. По крайней мере, на какое-то время. Сейчас, можно сказать, мы путешествуем.

— Каким был тот первый «сложный и волнительный» шаг в эмиграцию?

— В определенный момент я поняла, что в Беларуси не чувствую себя в безопасности: в провластных телеграм-каналах появлялись публикации обо мне, в мой адрес поступали угрозы. Не хочу об этом много говорить, но жить, постоянно прислушиваясь, нет ли в подъезде кого-то постороннего, я больше не могла, поэтому мы решили перестраховаться и на время уехать из страны. Не скажу, что это были экстренные сборы. На все про все ушло где-то две недели.

— Из-за чего к вам появился, скажем так, повышенный интерес?

— Из-за участия в дворовых концертах и мероприятиях. Да и просто из-за нашей гражданской позиции.

Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской
Во время спектакля «Баладына». Фото Дарьи Сурковой, предоставлено Еленой Зуй-Войтеховской

— А что было после переезда? В Минске вы служили в Молодежном театре, а также в театре «На балконе» БГУ. В Украине или Польше пробовали найти место на сцене?

— В 17 лет я твердо решила, что хочу и буду учиться в театральном. С этого времени я постоянно участвовала в жизни театра, а театр — в моей. Но в связи с переездом в Украину обстоятельства сложились так, что я осталась без театра. Без ролей и образов, без которых, думала, не могу. И вдруг, оказавшись наедине с собой, я поняла, что впервые за много лет могу послушать, чего хочу я, а не мои персонажи, что люблю я, а не мои персонажи. Сейчас для меня это очень важно, так что я пока не хочу возвращаться в театр, хоть и очень его люблю.

Сцену сейчас заменил YouTube. Во Львове мы работали над нашим каналом «ЧинЧинЧенэл» и снимали мини-сериал «Тут был Ленин». Это фильм о том, как двое небезызвестных чиновников Сергей Николаевич и Николай Сергеевич приехали с проверкой в белорусскую глубинку и обнаружили, что в городе пропал памятник Владимиру Ильичу. Никто не может вспомнить, где и когда видел этот монумент, как он выглядел, сидел или стоял. Но уверены: он точно был. Начинается расследование, все подозревают всех.

До войны мы отсняли около 60% материала. Это довольно много, поэтому перенести съемку в другой город невозможно. Единственный вариант — вернуться во Львов и с теми же актерами на тех же локациях все доделать. Правда, когда это случится — не понятно.

— А если не случится никогда?

— Такая вероятность существует. Какое-то время режиссер сериала Андрей Кашперский и Миша находились в растерянности и не понимали, как быть дальше. Но я вижу, что сейчас эти два феникса возрождаются из пепла и снова вместе что-то пишут.

— Чем вы занимаетесь в Польше?

— Я периодически получаю предложения по озвучиванию. Не так давно участвовала в записи альбома «мультвершаў», который называется «Пра сланоў і барсучкоў для дзяўчат і хлапчукоў», поэта-политзаключенного Андрея Скурко. А еще закончила озвучивать повесть Евы Вежновец «Па што ідзеш, воўча?» Было очень приятно озвучить такой большой материал на белорусском языке.

«Елена ЖелудОk — человек, который верит: все будет хорошо. Даже так: у кого уже все хорошо»

Скриншот YouTube-канала "ЧниЧинЧенэл"
Скриншот YouTube-канала «ЧниЧинЧенэл»

— А как дела у Елены ЖелудОk?

— Когда началась война, месяц-полтора я была не готова шутить. Был период, когда я вообще не хотела ничего делать, даже на улицу не могла выйти. И хотя для многих юмор — это форма поддержки, мне было не до смеха, а значит не было чего сказать и как Елене ЖелудОk. Она все-таки персонаж специфический. Сейчас я уже справилась с какими-то страхами. Думаю, скоро мы начнем возвращаться к творчеству, и за Еленой не постоит явить себя миру. А пока, можно сказать, она в отпуске. Только не знаю, как его назвать, творческий или принудительный.

— И все же, давайте о Елене ЖелудОk. Как вообще придумывался этот образ?

— Все началось с того, что Дима Есеневич и Миша написали «Шчучыншчыну». На тот момент мы уже представляли, какой человек на серьезных щах может исполнить такую песню. Это персонаж с определенным мировоззрением. Тот, кто верит: все будет хорошо. Даже так: у кого уже все хорошо. Для меня это очень светлый человек.

Вообще, Елена ЖелудОk — это собирательный образ. Но, если говорить о каких-то прототипах, то таким может стать Ксения Дягелько. Правда, она у меня в памяти всплыла не сразу. Когда мы ехали на съемки первого клипа, Андрей Кашперский прислал мне видео Ксении, чтобы я посмотрела и вдохновилась. Это сообщение я заметила уже после записи, но все получилось и так. Мне кажется, Елена ЖелудОk — это какой-то характерный и узнаваемый для наших широт персонаж. Таких людей мы, например, можем легко встретить на тех же Дожинках.

— Кстати, а почему вы увидели Елену в образе девушки, а не, например, женщины с начесом? Тоже ведь персонаж харизматичный и очень белорусский.

— Мне кажется, в девушках больше света. В них есть какая-то дурная, но позитивная энергия. Женщины с начесом — это что-то более тяжеловесное, со знанием дела. А нам хотелось легкого и позитивного персонажа.

Кстати, фамилию Елене ЖелудОk придумал Андрей Кашперский. Не знаю, связано ли это как-то с желудями, но ему очень понравилось сочетание Оk в конце. «О'кей», как мне кажется, по мнению наших чиновников, звучит очень по-молодежному.

— Елена ЖелудОk стала популярной со старта, а вместе с ней и вы. Каково это в один день проснуться знаменитой?

— Больше всего это чувствовалось в первое время. Даже если человек меня не узнавал, я замечала, как он смотрит на меня и замирает, видимо, думает: знакомое лицо, и не может понять откуда. Многие здоровались, просили сфотографироваться.

Мне радостно, что в сложный период (это был октябрь 2020 года. — Прим. ред.) этот образ и песня смогли подарить людям приятные эмоции. Но момент, когда прохожие начинают тебя узнавать, мне не очень близок. Мне гораздо приятнее, если, впервые общаясь с человеком, вы друг о друге ничего не знаете. Вы разговариваете и каждый воспринимает собеседника таким, какой он есть в моменте. А когда собеседник заведомо понимает, что перед ним исполнитель «Шчучыншчыны», сразу же начинает улыбаться (видимо, потому что песня позитивная). В общении появляется какое-то напряжение, словно я должна прямо сейчас спеть, станцевать или пошутить. Но я и Елена ЖелудОk — это разные люди. У нас отличается видение жизни и преподносим мы себя иначе.

— А жители самой Щучинщины с вами на связь не выходили?

— Периодически мне встречаются люди, которые говорят: «Я со Щучина» или, например, «Моя жена оттуда». Но самый интересный случай с песней был, когда она только вышла. Мне в VK написала местная жительница, сказала, ей стыдно за то, что я делаю и пою. Мол, так нельзя, это какое-то позорище. Я поняла, человек посмотрел клип на голубом глазу, и решила отправить ссылку на серию, где в «ЧинЧинЧенэл» появляется Елена ЖелудOk. Хотелось, чтобы женщина увидела — это сатирический YouTube-канал. Прошло немного времени, я зашла в наш диалог, собиралась ей написать, а она, оказалось, уже удалила предыдущую переписку. И вместо этого набрала: «Большое спасибо», клип ей очень понравился. Видимо, она уже сама все посмотрела.

Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской
Елена с дочкой Марией. Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской

— Многие восприняли «Шчучыншчыну» серьезно?

— Судя по комментариям и фидбэку, процентов 40 слушателей. Особенно те, кто не видел наш YouTube-канал.

— Как так?

— Думаю, это связано с теми условиями, в которых оказались белорусы. Вдруг то, что воспринималось как абсурд, стало нормой жизни. В таких условиях можно за чистую монету принять все, что угодно.

— Что из мира абсурда больше всего поразило вас в последнее время и почему?

— Это задержание женщин, которые пришли на службу в Кафедральный собор. Представьте, людей, которые пришли помолиться о мире и хотят добра, увезли в участок, грозили им штрафом, сутками. Это из примеров, что ужасают. Если же говорить о чем-то «легком», то из последнего вспоминаю видео Вилейского дворца культуры. В ролике девушки в пилотках и военной форме прыгают под «Катюшу» на мини-батутах. Это даже не смешно, точнее это было бы смешно, если бы не было так грустно. Кажется, люди не задумываются о том, что делают и что транслируют.

— Как думаете, почему абсурд становится частью нашей реальности и мир «ЧинЧинЧенэл» все больше напоминает реальную Беларусь?

—  Потому что абсурд — это нормальная реальность для людей, которые в данный момент находятся у власти. Это их мир, то, что они считают правильным. Эти люди хотят, чтобы их реальность победила и мир, в котором живут они, расширился и, скажем так, захватил Беларусь. Вот они и делают все для этого.

— За год клип «Шчучыншчына» посмотрели уже около миллиона человек, получилось ли как-то на этом заработать?

— Честно, всем этим заведует мой муж. У меня к деньгам отношение простое: есть — хорошо, нету — ничего страшного.

У нас есть авторские права на Елену ЖелудОk и ее песни, но этот образ создавался не как коммерческий проект. Мы просто хотели поднять людям настроение. В тот период вокруг было много забот, связанных с политикой. Всем нам требовалась разрядка, и ей стала Елена ЖелудОk. Миша, кстати, точно знал: это будет топ. Он говорил, я мечтаю увидеть «Шчучыншчыну» на экране. Я, как актриса, ему доверилась.

«Детьми легко манипулировать, но что в головах у взрослых, которые это делают?»

Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской
Во время съемок пробного клипа для «Евровидения». Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской

— У Елены ЖелудОk пока всего три хита: первый — «Шчучыншчына», второй — «Дзекаць і цекаць», третий — «Кедышки». Первый вышел в октябре 2020-го, второй — в апреле 2021-го. Первый посмотрело в четыре раза больше человек, чем второй. Почему так? Тучи в стране сгущались, и смеяться становилось сложнее?

— Возможно, а может быть просто потому что никто из блогеров, как это было со «Шчучыншчыной», нас не поддержал. Тогда на песню обратила внимание Анна Бонд — и понеслось, — вспоминает Елена. — Но, если честно, я не задумывалась про количество просмотров. У меня нет тщеславия, хотя, «Дзекаць і цекаць» точно стоит послушать.

— С этой песней вы замахнулись на святую святых белорусского музыкального олимпа «Евровидение».

— Это было на уровне шутки. Есть такое выражение: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Вот и мы решили, а почему бы не попробовать податься на «Евровидение». Все началось с идеи. За ней появилась песня. Причем, слова к ней мы написали в последний вечер. Вообще, мы долго не могли ничего придумать, а потом я просто стала набрасывать какие-то выражения на английском. Это были фразы на уровне третьего класса. Нам они показались забавными. А дальше я уехала на репетицию. Вернулась, а Миша уже сочинил песню. Предварительный клип мы сняли прямо в лифте нашего дома.

— Не расстроились, что не прошли?

— Нет, ко всему, что касается «ЧинЧинЧенэл» и Елены ЖелудОk мы относимся с юмором.

— А как смеяться, когда от происходящего вокруг хочется выть?

—  Есть замечательный драматург Александр Володин. Он как-то сказал, что творец должен помогать людям жить. Например, посредством той же комедии и сатиры. В этом есть какая-то наша миссия. Моя миссия. А если ты понимаешь, что твое творчество кому-то помогает, я стараюсь настроиться и пошутить. Правда, с юмором сейчас стоит быть осторожным. Нужно чувствовать грань и нерв, чтобы не задеть то, над чем вообще нельзя смеяться.

— На «ЧинЧинЧенэл» есть выпуски «УК и КоАП для тех, кому от 2-х до 5». В них Елена ЖелудОk рассказывает о законах. Программа вроде как детская, но явно для взрослых. Как появилась ее идея?

— Точно не сформулирую, что хотели сказать ребята. Но я понимаю это так: возьмем для примера школы Беларуси и России. Посмотрите, как там сейчас рассказывают о войне в Украине. Учителя используют подмену понятий, чудовищные заблуждения и манипулируют учениками. Да, детей легко заставить во что-то поверить. Но что в головах у взрослых, которые это делают? Мы хотели об этом пошутить, чтобы, возможно, увидев себя со стороны, кто-то задумался над тем, что он творит.

— Приходилось ли вам объяснять своим детям какие-то сложные моменты, связанные с политической ситуацией в Беларуси?

— Последние несколько недель в Беларуси мы жили в обстановке, что в любой момент за нами могут прийти. Я боялась за детей, не знала, как они это воспримут. Однажды, когда мы поехали в Брест на выходные, в кафе я сказала: сейчас я снимаюсь в кино, где по договоренности с режиссером ко мне в любой момент могут подойти незнакомые люди и увезти меня. Предупредила их, что все будет казаться, словно по-настоящему, но это такое кино. К счастью, мне пока не пришлось сыграть в данном фильме.

Фото: личный архив Елены Зуй-Войтеховской
Фото: Славы Поталаха предоставлено Еленой Зуй-Войтеховской

— Но вам пришлось рассказывать детям о войне?

— Во Львове мы несколько раз спускались в бомбоубежище. Когда рано утром во время сирен приходилось будить детей, я объясняла: это учебная тревога. За два дня до начала войны в школе и жителей как раз предупредили о таких учениях. Раз подобная тема возникла, я решила ее продолжать.

Мария переживала сильнее, чем Петрик, задавала больше вопросов. Спрашивала: «А что будет, если война начнется по-настоящему? Что будет, если упадет бомба?» Я ее заверяла, что она в безопасности, что все будет хорошо.

— Она вам верила?

— Скажу так, надеюсь, они не сильно испугались. При них мы старались вести себя максимально спокойно и не обсуждать войну.

— Где найти в себе силы видеть в происходящем вокруг хоть что-то хорошее?

— Снова вспомню Александра Володина. У него есть стихотворение, где в конце есть такие строчки: «На шаре тесненьком столпились мы. Друг другу песенки поем из тьмы». Несмотря на то, что происходит вокруг, человек — существо, которое стремится к свету, а свет рассеивает тьму.