Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Лукашенко объяснил, почему снялись с выборов Чемоданова и Бобриков
  2. По транспортному налогу собираются ввести новшество. Министр финансов говорит, что об этом просят люди
  3. Первым результаты Лукашенко на выборах обычно озвучивает неприметный аналитический центр. Вот как он лжет и кто за ним стоит
  4. Кремль не пойдет на уступки администрации Трампа и будет настаивать на своих условиях для мирных переговоров — эксперты рассказали каких
  5. У КГБ есть специальная памятка по рейдам у политических. Документ оказался в распоряжении «Зеркала»
  6. На продукты подскочили цены. Лидер по подорожанию, скорее всего, вызовет у вас удивление (как и некоторые другие «призеры»)
  7. Если у вас есть жилье, авто или земельный участок, то налоговая предупреждает: Если ее проигнорировать, можно получить штраф
  8. ГУБОПиК опроверг информацию «Нашай Нiвы» о задержании мужа столичной чиновницы Надежды Лазаревич
  9. «Видит он, что его не заметили, и он начал пиариться». Лукашенко задел поступок польского президента
  10. Друга Лукашенко заподозрили в госизмене. В вину ему ставят и то, что благодаря протекции беларусской власти он заработал 1,5 млн евро
  11. В Минтруда ответили на вопрос, будут ли дальше повышать пенсионный возраст
  12. Правозащитники: Появилась информация о задержаниях на БЕЛАЗе, связанных с ботинками
  13. Доллар побил очередной рекорд. Экономистка пояснила, что происходит на валютном рынке
  14. Отец Колесниковой сообщил, что Мария раздумывает написать прошение о помиловании


Последние годы 33-летняя Арина больше не слышит упреков от семьи за то, что, будучи молодым и перспективным инженером, бросила стабильную работу в энергетике ради танцев. Чтобы стать хореографом и артистом, девушке пришлось, уже имея высшее образование, поступать учиться снова и начинать все с нуля совсем в другой сфере, не зная, удастся ли чего-то добиться. Арина рассказала «Зеркалу», как решилась идти к мечте, несмотря на свои страхи и отговоры родителей, и сколько можно заработать, танцуя в Беларуси и за рубежом.

Коллектив, в котором сейчас работает Арина, во время выступления. Фото предоставлено собеседницей
Коллектив, в котором сейчас работает Арина, во время выступления в Турции. Фото предоставлено собеседницей

Имя собеседницы изменено в целях безопасности.

«Ну потанцуешь до 30, и все. Зачем тебе это надо?»

С детства родители водили Арину на кружки. Девочка занималась бальными танцами, но этот вид спорта дорогой. В восьмом классе к белоруске пришло понимание, что поддерживать ее увлечение семье становится тяжело финансово, и она все бросила. Вспоминает, как подружка тогда спрашивала: «Не будешь жалеть?» Собеседница ответила «нет». Поэтому после школы она даже не подумала о танцах. Окончив школу с высокими оценками, поступила в университет на инженера-энергетика. Причем на бюджет.

— Я хорошо знала физику и математику, от знакомых краем уха слышала, что с инженерной специальностью всегда будет работа, тем более тогда в Беларуси строилась Островецкая АЭС. Поэтому посмотрела факультеты в одном из технических вузов: механика, трактора — вообще не мое. И пошла в энергетику. Училась я довольно-таки легко. Девочек в группе мало было, преподаватели-мужчины даже поблажки делали, хотя я и сама хорошо соображала, — вспоминает теперь уже хореограф.

Вуз Арина тоже окончила с хорошими баллами, сама себе нашла распределение и устроилась на одно из госпредприятий в Минске. На месте молодой инженер быстро освоилась, коллектив ее принял хорошо, хотя ей самой понадобилось время, чтобы привыкнуть к обязанностям.

— У нас образование немного не соответствует тому, что приходится потом реально делать в профессии. На своей должности мне нужно было рисовать проекты, по которым будут прокладываться линии электропередачи, свет, строиться станции. Первые месяцы мне давали аналогичные уже готовые проекты, чтобы я училась, как это делать самой. Ошибки были, понятное дело, начальник исправлял, помогал, где-то что-то сама находила, узнавала. Потом уже, когда всему научилась, работалось нормально. Когда на проект давали два дня, могла его сделать за три-четыре часа, а остальное время заниматься своими делами. Даже иногда брала мелкие подработки — проектировщики часто открывают ИП и делают частные проекты, например рисуют схему электроснабжения коттеджа.

Выступление коллектива, в котором Арина танцевала в Китае. Фото предоставлено собеседницей
Выступление коллектива, в котором Арина танцевала в Китае. Фото предоставлено собеседницей

Арина говорит, что, будучи молодым специалистом, получала среднюю по стране зарплату. Еще смеялась, что зарабатывает те самые «по 500». От работы ей дали комнату в общежитии, так что на аренду тратиться не пришлось.

— Я ходила на курсы, на концерты довольно известных и дорогих артистов, пересмотрела все постановки балета. Отдых, которого тогда мне хотелось, я себе полностью обеспечивала, — говорит девушка. — На море не ездила, но и желания не было. Отказывать себе ни в чем не приходилось. Занималась танцами в студии, но это было два раза в неделю — мне было мало, я чувствовала, что хочу еще! Может, это еще юность и такой романтизм, но мне хотелось по четыре-пять часов проводить в зале, развивать кисти, стопы, колени, что-то пробовать. Еще тогда я начала встречаться с молодым человеком (теперь это мой муж). Он уже был танцором и мог не работать день или с утра прийти: «Я уже отработал и свободен». Мне как инженеру было сложно понять его график, но очень хотелось во все это окунуться.

Арина говорит, после окончания распределения поняла: если хочет чего-то добиться в энергетике, нужно развиваться в профессии, изучать литературу, а ей это неинтересно. Еще в студенческие годы девушка вспомнила о танцах, и мысль вернуться в них ее не отпускала:

— В университете же много всяких мероприятий, конкурсов между факультетами, и там я опять пошла на танцы. Так, например, ты в спецгруппе, и на физкультуру не надо ходить, есть всякие другие бонусы, ну и просто для себя. Опять втянулась, даже одно время думала: может, бросить универ и куда-то на танцевальное поступить? Родители, конечно, отговаривали. Они, как всегда, хотят ребенку «нормальную профессию» и хорошую зарплату, а танцы таковой не воспринимаются. В принципе, в Беларуси так и есть: мало где можно получать хорошие деньги, танцуя.

Фото, которое Арина сделала во время работы на контракте в Китае. Фото предоставлено сосбеседницей
Фото, которое Арина сделала во время работы на контракте в Китае. Фото предоставлено сосбеседницей

Но я не понимала, зачем делать то, что неинтересно, не приносит удовольствия. А танцевать очень хотела и была готова сутками сидеть в зале, репетировать, что-то готовить. Я долго решалась, родителям первое время не говорила, а потом поставила перед фактом, что пойду поступать на очное на танцы, решила поехать в Россию. Знала, что это в любом случае будет платная учеба, поэтому успокоила их: оплачу обучение тем, что заработала, если не будет хватать, найду подработки. Была настроена серьезно, что, даже если они откажутся принять мой выбор, буду все равно идти до конца.

Арина вспоминает: решиться на перемены, когда четыре года на учебу уже потрачены, есть стабильная работа и зарплата, ей и самой было сложно.

— Когда жизнь, в принципе, обеспечена, все есть, уходить в никуда? Я вообще не имела представления, найду ли работу, — отмечает хореограф. — Мне было тогда 23 года, все говорили: «Ну потанцуешь до 30, и все. Зачем тебе это надо?» А тут еще несколько лет потрачу на учебу. Мне кажется, я перед этим еще год читала кучу книг по психологии, пыталась разобраться, что со мной. Помогла поддержка подружек, с которыми я это обсуждала, а еще я следила за девочкой, которая такой же путь уже прошла. Ну и я подумала: если ничего не получится, ничего не мешает мне вернуться в энергетику! Когда решилась, через год нашла работу, поняла, что это был очень правильный выбор.

«Пап, я могу зарабатывать в танцах столько же, сколько и в энергетике»

Это спустя время все встало на места и страхи у самой девушки и близких из-за перемен в ее жизни отступили, а тогда надо было объяснить напуганным родителям, что происходит.

— Когда я собиралась уходить с работы, папе даже не говорила. Мне кажется, мама ему сказала обо всем, уже когда я училась, — отмечает собеседница. — Он первый год вообще это не воспринимал. У него был шок, стресс, как будто разрушилась моя жизнь: как ребенок из такой профессии уходит в какие-то танцы, причем не работать, а еще четыре года учиться?! Практически год мы с ним и не общались.

Мама очень нервничала и была, можно сказать, между двух огней. Она в свое время когда-то тоже хотела учиться то ли на художника, то ли на дизайнера, но ей не хватило смелости пробовать поступать. Поэтому она, с одной стороны, очень хотела меня поддержать, а с другой — понимала папу.

Первое время Арина жила на накопления, снимала жилье с другими девушками. Потом начала совмещать учебу с двумя-тремя подработками, чтобы все тянуть самой и не просить помощи у родителей на жизнь:

— Сначала случайно попала на одну работу — предложили по выходным заниматься с детьми в детском театре. Очень любила это все. Дети были такие вредные, но такие интересные! (смеется) Потом так же случайно попала в шоу-балет, танцевать приходилось по вечерам. Еще добавилась детская студия — там я преподавала танцы. Так все совмещалось: утром университет, вечером куда-то едешь, еще позже — выступать, например. Года три я так работала вообще без выходного. Приходилось отдыхать по полдня, когда вечером ничего нет. Отдохнешь — и дальше в бой. Мне все нравилось, но эмоционально было тяжело, это выматывало.

Переводчик в гримерке коллектива, в котором работала Арина в Китае. Фото предоставлено собеседницей
Переводчик в гримерке коллектива, в котором работала Арина в Китае. Фото предоставлено собеседницей

На подработках в то время собеседнице удавалось получать в сумме порядка 500 долларов. Столько же, сколько она зарабатывала, будучи инженером. Сразу после первого курса девушке удалось получить первый зарубежный контракт — Арина уехала в Китай, там ей платили уже 600 долларов в месяц.

— В Китае мы работали в городском парке аттракционов, выступали на разных площадках для людей. Нужно было выйти на два-три номера, но пять раз в день, — вспоминает Арина. — Ты все время привязан: отработал — и не знаешь, куда себя деть, потому что через час опять выходишь. Перекусила, подкрасилась — снова выступление. Выходной у нас был один в неделю, а в чужой стране все-таки хочется куда-то съездить, что-то посмотреть. И вроде бы все несложно, но мы уставали.

Контракты очень разные по условиям и зарплате, но большое преимущество всех — артиста либо бесплатно кормят, либо выделяют ему деньги на питание плюс оплачивают проживание. То есть ты тратишься на мелкие бытовые вещи, сувениры, еще что-то, а зарплату откладываешь. Дома те же 500 долларов тебе бы пришлось тратить на коммуналку, квартиру и еду. Помню, я приехала домой из Китая: «Пап, я могу зарабатывать в танцах столько же, сколько и в энергетике». Вот тогда он смирился, наверное, с моим выбором.

«В государственном ансамбле зарплата — в лучшем случае 800 рублей»

После девушка вернулась к учебе, в 2018 году окончила российский вуз и приехала в Беларусь. Дома прошла через разные организации, была и танцором, и хореографом, и преподавателем. Иллюзий у начинающей артистки насчет того, насколько развита в нашей стране эта сфера, не было:

— Если работать в государственном ансамбле, зарплата — в лучшем случае 800 рублей, а может быть и 600−700 в месяц. В былые времена, когда эти ансамбли гастролировали, выезжая за границу (особенно если куда-то далеко в Россию или Европу), артисты могли тогда реально заработать. Сейчас этого нет — остался голый оклад. Поэтому некоторые мальчики, насколько я знаю, подрабатывают грузчиками, девочки ведут дополнительно в школах танцев уроки. На такую зарплату о своем жилье не задумаешься, хотя многие из них живут в общежитиях. А брать много групп в студии дополнительно — это довольно большая физическая нагрузка, к тому же совмещать такую подработку с ансамблем очень сложно: чуть что, тебе нужно искать замену, если ты на выступлении. Кто-то уходит и открывает свои студии. Думаю, на долларов 400 получается выйти, если вести группы по четыре-пять часов в день.

Более-менее хороший заработок — если танцевать в шоу-балете. Но у нас в стране раскрученных балетов, которые на слуху, — три-четыре. И туда попасть сложно: учитывают, например, рост: низких танцоров не берут. В Европе вариантов больше. Ну и в балете за концерт платят немного — берут количеством выступлений, ты опять же физически устаешь. Это очень сложно. Есть такая шутка среди танцоров. Когда люди говорят: «Ой, да что там — танцевать!», им отвечают: «Подними ногу на 90 градусов, постой так хотя бы минуту и узнаешь, насколько это „легко“». В общем, в Беларуси с танцами сложно, поэтому папа и не понимал, зачем я туда иду. Я прошла разные организации, в основном совмещала несколько работ, но около 600−700 долларов у меня выходило.

Сейчас девушка с мужем работает по контракту в Турции. Тут у пары всего один выходной в две недели. Каждый день по вечерам — выступления перед туристами.

— Это 45-минутное шоу, его продают на разные площадки. По сути, мы каждый день едем в новый отель, их очередность повторяется каждые две недели, потому что за это время сменяются туристы. Здесь нам платят по 700 долларов в месяц. Но сейчас тут невероятная жара — 36−40 градусов (интервью было записано в середине июля. — Прим. ред.), даже в девять часов вечера безумно жарко. Мы танцуем народные турецкие танцы, они довольно динамичные, приходится попрыгать — в общем, кардиотренировочка (смеется). Но к любым условиям можно приноровиться.

Коллектив, в котором сейчас работает Арина в Турции, во время выступления. Фото предоставлено собеседницей
Коллектив, в котором сейчас работает Арина в Турции, во время выступления. Фото предоставлено собеседницей

В Турции Арина с мужем пробудут как минимум до зимы. Пока большую часть заработка паре удается откладывать:

— Как говорит мой муж, когда едешь на контракт, первая зарплата уходит на какие-то бытовые траты тут, а потом все остальное можно копить. За полгода, если откладывать по 500 долларов, получается где-то 3 тысячи на одного, это довольно неплохие деньги. Ребята почему по контрактам ездят после вузов? Потому что можно покататься пять лет и заработать на квартиру. Но это тяжело, как ни крути: ты не дома, постоянно где-то в чужом месте, да и действительно денежный контракт тяжело найти, надо много над собой работать. Тут, как в любой профессии, свои трудности.

Собеседница не жалеет, что так сложилось в жизни, и говорит, что теперь, если ей снова когда-то придется менять профессию, сделать это с таким опытом ей уже будет намного проще. Но говорит, что даже в этом случае танцы не бросит:

— Если вдруг мне когда-то придется пойти работать даже каким-нибудь раскладчиком товаров, я все равно спустя время найду возможность хотя бы преподавать у детей. Вернусь к танцам. Потому что я устаю физически, но очень люблю танцы. Я получаю удовольствие на сцене, мне нравится делиться с людьми эмоциями. Еще, представляете, когда оттанцевала, сидишь уставшая за кулисами — и прибегает кто-то из твоих знакомых, приехавших на отдых. Он узнал тебя на сцене в подтанцовке и говорит: «Вы были безумно классные!» Ну как можно не любить эту профессию?! И, кстати, от родителей я подколы и упреки теперь больше не слышу.