Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Запасы российской бронетехники по сравнению с довоенным уровнем сократились почти на треть. Чем это угрожает Путину и всем россиянам?
  2. Пропагандист поинтересовался у сбежавшего в Беларусь судьи, удалось ли ему вывезти из Польши секретные документы
  3. Нефарт ПСЖ и невероятный камбэк «Реала». Стали известны финалисты футбольной Лиги чемпионов — рассказываем
  4. Лукашенко заявил, что польского солдата Чечко убили, и приставил к сбежавшему судье охрану, чтобы «мерзавцы эти не угробили человека»
  5. Как вести себя во время допроса на границе? Поговорили с эвакуационной службой BYSOL
  6. В Беларуси пройдут учения по отработке применения тактического ядерного оружия
  7. Очереди на выезд в Европу увеличиваются. На некоторых пунктах пропуска на прохождение границы уйдет до двух суток
  8. Из Беларуси ушел очередной западный инвестор. Кто на этот раз хлопнул дверью?
  9. Вертолет МЧС доставлял силовиков в Пинск во время протестов. Рассказываем, за что власти требуют у Протасевича 7,6 миллиона долларов
  10. Во сколько выходят на пенсию в Беларуси, а во сколько — в соседних странах (есть над чем призадуматься)
  11. Главный праздник страны или показуха? Экс-сотрудники государственных СМИ рассказали «Зеркалу» об изнанке Дня Победы


На прошлой неделе на СТВ вышел выпуск ток-шоу «Да!Но», в котором обсуждали «красоту по-белорусски». Гостьями стали несколько молодых женщин, но ведущий программы Евгений Пустовой в самом начале объявил, что «главные ценители красоты — это мужчины». Они тоже были в зале и высказывались. Например, по мнению члена общественного объединения «Патриоты Беларуси» Виталия Дробышевского, «для девушки самое главное — быть скромной». А первый секретарь одного из гомельских районных комитетов общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Владимир Гутник заявил, что ему «нравятся стройные девушки». Вместе с гражданской и политической активисткой Юлией Мицкевич «Зеркало» объясняет, что не так с трансляцией подобных высказываний и объективацией женщин, а также почему это вредит и самим мужчинам.

Фрагмент выпуска ток-шоу «Да!Но», 11 октября 2023 года. Скриншот: официальный YouTube-канал СТВ
Фрагмент выпуска ток-шоу «Да!Но», 11 октября 2023 года. Скриншот: официальный YouTube-канал СТВ

Что конкретно означает объективация и почему она бывает еще и «сексуальная»

Высказывания, которые прозвучали в студии СТВ, можно называть объективацией. Что это значит? То, что спикеры воспринимают человека (в данном случае женщину) как объект или вещь, а не как личность.

— Иногда человека могут воспринимать еще и как инструмент для достижения своих целей. Например, Александр Лукашенко относится так ко всем женщинам, которых он назначает на высокие позиции, будь то Лидия Ермошина или Наталья Кочанова. Использование здесь в том, что через свои высказывания и действия они на самом деле транслируют его точку зрения, — поясняет Мицкевич. — Кстати, то, что для него женщины не являются личностями, сыграло с ним злую шутку, когда он подумал, что никто не будет голосовать за Светлану Тихановскую: она ведь «просто домохозяйка».

Есть и более бытовые примеры, с которыми мы можем сталкиваться еще с детства. Допустим, у школьника есть одноклассница и она помогает ему с домашними заданиями. Для него выгодно иметь такую подругу — и он ее использует. Если чувства, желания девочки и все, что связано с ней, ему неинтересно, то это тоже будет объективацией.

Кроме этого, объективация может быть и сексуальной, когда человек воспринимается уже как сексуальный объект. Она, как правило, является продолжением «обычной» — чаще всего, по словам Мицкевич, это происходит именно с женщинами или девочками.

— То есть их желания не учитываются, в отличие от потребностей мужчины. Женщина воспринимается как объект, который может удовлетворить сексуальные потребности, желания, фантазии и так далее, — объясняет собеседница. — Это может проявляться только на словах: вот как в случае с высказываниями [Дробышевского и Гутника]. Они считают, что женщины должны обладать какими-то характеристиками, чтобы им нравиться, сексуально в первую очередь: быть стройными, еще какими-то. Они же не говорят о том, какими женщины сами хотели бы быть. Никто из них не сказал, что у нас есть право выбора и вообще личность.

Мицкевич говорит, что в идеале должно быть так: с женщиной заводят отношения, если с ней интересно. А стандарты красоты, которые, впрочем, устанавливаются во всем мире, и стремление им соответствовать могут значительно вредить.

— Если женщины из-за этих стандартов превращаются в объекты, то к ним можно применять домогательства или даже насилие. У них нет права голоса, и, соответственно, ими можно обладать, — поясняет Мицкевич. — Хорошо, если в стране есть законы о противодействии распространения подобных идей — тогда с проблемой можно как-то работать. Но если мы посмотрим на Беларусь, то у нас до сих пор с экрана на государственном телевидении рассказывают такие вещи, которые во многих странах были бы абсолютно недопустимы.

При этом, отмечает Мицкевич, определенные позитивные изменения в нашей стране произошли. По ее наблюдениям, раньше гораздо чаще можно было встретить рекламу, например, мяса с изображением полуобнаженной женщины и подписью «у нас самое лучшее мясо».

— Это сразу отсылает к тому, что женщина «как бы как мясо» и ее «можно купить», так психологически работает. Маркетологи объясняли все тем, что женское тело помогает лучше продавать, но чувства женщин, которые на такую рекламу смотрели, раньше никто не учитывал, — говорит активистка. — Как раз именно феминистки стали первыми об этом говорить и добиваться принятия законов, которые бы это это запрещали или не допускали.

Почему мужчины тоже страдают от объективации и это более глобальная проблема, чем кажется

Сексуальная объективация женщин становится проблемой и для мужчин тоже.

— Ее корни уходят в разные гендерные стереотипы. Не только о женщинах, но и что мужчины обладают властью, что они должны быть агрессивными и проявлять свой напор, завоевывать, условно говоря, быть мачо, — перечисляет Мицкевич. — Все это очень сужает поле для выражения собственного «я». Не все мужчины хотят такими быть. Но когда они это видят вокруг, то сталкиваются с очень большой внутренней фрустрацией. Ты, может, и не хочешь этим стереотипам следовать, но часто вынужден. Особенно в подростковой среде, где начинается буллинг, если ты не такой, как все.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com / cottonbro studio
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com / cottonbro studio

По мнению Мицкевич, все это оставляет вероятность, что Дробышевский и Гутников в принципе не считают так, как они говорили в эфире.

— Может быть, они так говорят, потому что в этом условном «сообществе самцов», которыми они себя позиционировали, они должны так делать. Может быть, им на самом деле очень психологически некомфортно в этом, — предполагает собеседница. — Но система выстроена таким образом, что они вынуждены это делать.

Кроме того, объективация может быть направлена и в сторону мужчин, подчеркивает экспертка. Это выражается во фразах вроде «мужчина должен быть добытчиком», «мужчина должен много зарабатывать» и так далее — в таком случае вместо личности виден лишь ее кошелек.

— Но ни мужчины, ни женщины не будут чувствовать себя по-настоящему счастливыми и удовлетворенными от жизни, если они следуют каким то навязанным стандартам и стереотипам, а не тому, чем ему или ей хочется действительно заниматься. Что тогда делать? Ну, я предлагаю вступать в ряды феминисток и профеминистов, — улыбается собеседница, — потому что на сегодняшний день это действительно тот образ жизни, который позволяет как раз таки разрушать все эти стереотипы и стандарты. Если слово «феминизм» пугает, можно его не употреблять, но оно точно не о том, что женщины заберут всю власть и «свергнут» всех мужчин. Это о том, что все заслуживают быть людьми, личностями, строить равноправные взаимоотношения. Это же прекрасно и выгодно для всех.

Мицкевич добавляет, что в любом случае всегда стоит пытаться включить критическое мышление и задаваться вопросами, сомневаться. Чтобы когда говорят: «Вы женщина или мужчина, вы должны делать вот это», — у вас хотя бы был шанс на сопротивление таким стереотипам.

— Есть ведь еще и самообъективация. Это когда человек ведет себя так, чтобы быть готовым или готовой к использованию другими людьми. Психологи называют это «невидимой тюрьмой», где человек становится надсмотрщиком над собой: например, следит за телом, чтобы соответствовать стандартам кого-то другого и получить одобрение, — добавляет Мицкевич. — С этим нужно работать, потому что иногда человеку уже становится неважно, что другие на самом деле о нем думают, контроль идет изнутри. В такой ситуации нельзя достичь удовлетворения: всегда якобы можно стать еще лучше, всегда усилий будет недостаточно.

Сейчас, как считает собеседница, от объективации сложно спрятаться: ее очень много, особенно в социальных сетях и по отношению к женщинам. Поэтому многие — особенно девушки — сталкиваются с психологическими проблемами, склонны к расстройствам пищевого поведения.

Получается, вообще нельзя сказать женщине, что она красивая или стройная?

В теории можно: сказать подобный комплимент от чистого сердца может быть приемлемо. Но между этим и объективацией есть довольно четкая грань.

— Говорить, как мужчины на СТВ, какой женщина обязана быть, — это совсем другое. Потому что они решили, что она такой должна быть для них. Для удовлетворения, по сути, их потребностей. Вот мне кажется, что здесь есть красная линия, — считает собеседница. — Это не одно и то же совершенно: желание сделать приятно, сказав что-то, и буквально приказывать женщине, какой она обязана быть, что делать и так далее.

Еще стоит помнить: хотя комплименты зачастую приятны и уместны, это не всегда так. По мнению Мицкевич, это тоже гендерный стереотип, который есть у многих: мол, женщине нужно говорить приятное о ее внешности, и она будет как бы радоваться этому. Но не факт, что все женщины хотят это слышать.

Главное правило — лучше не говорить никаких комплиментов, если вы на 100% не уверены, что человеку это понравится. Особенно когда это касается внешности.

— Тема внешности намного чувствительнее для женщин, чем для мужчин, из-за разной силы общественного давления, стандартов красоты и ожиданий от нас, — говорит Мицкевич. — Мы можем думать, что сказали приятное, а на деле выйдет совсем иначе. Простой пример — люди часто делают комплимент в духе «ой, как ты похудела», но мы можем не знать, что стояло за этим похудением. Может, это последствия болезни или сильного стресса, связанного с неприятными событиями. Если, например, кто-то сам или сама рассказывает про свой опыт похудения, говоря об этом как о достижении, считая его крайне значимым, то человека можно поддержать. Но не говорить: «О, да ты похудел(а)», — еще и добавляя при этом, как некоторые: «Наконец-то».

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com / Andrea Piacquadio
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com / Andrea Piacquadio

Мицкевич считает, что в ситуации, когда вы встретили кого-то случайно на улице и заметили изменения во внешности — пусть даже и в лучшую сторону, но не знаете контекста, — безопаснее никак свои наблюдения не комментировать.

— Даже самые приятные, с нашей точки зрения, комплименты, делающие упор на внешности, не обязательно приятны или нужны тем, кому мы их говорим, — уверена собеседница. — За акцентом на внешние данные тоже стоит объективация: они не определяют нас как личностей. Мы имеем право выглядеть так, как хотим и чувствуем потребность. А не так, как от нас ожидают другие.

Ясно. А как не сказать что-нибудь «не то» случайно?

Мицкевич предлагает «переворачивать» ситуацию, чтобы понять, насколько уместно или не уместно делать какой-либо комментарий о внешности.

— Думаю, ни одному мужчине не было бы приятно, если бы женщина, с которой он состоит в отношениях, воспринимала бы его исключительно как сексуальный объект, — говорит активистка. — Чтобы он был нужен исключительно для секса и из-за этого должен был соответствовать неким стандартам: обязательно ходить в спортзал, ни в коем случае не иметь ни малейшей «жиринки» или еще чего-нибудь. И в целом его чувства игнорировались бы.

Если просто мысли об этом недостаточно, есть один конкретный способ.

— Подумайте, что вы хотите сказать, и представьте, как вы это говорите о ваших мамах, бабушках, близких вам женщинах… Насколько вы можете это повторить в их адрес? — спрашивает Мицкевич. — И если не можете, вам неловко, тогда эти слова, возможно, станут для вас совершенно по-другому звучать, а вы передумаете их произносить.

Также Мицкевич советует помнить: если вам что-то не нравится, это кажется некомфортным, вы не чувствуете себя в эмоциональной или физической безопасности, то, скорее всего, так же будут чувствовать себя и другие люди в такой же ситуации.

— Часто такое случается со стандартными установками, которые мы слышим от мам или пап, они — от бабушек и дедушек и так далее. Мы можем повторять это, не задумываясь, но надо все-таки себя останавливать и спрашивать, каково другим людям, когда вы им это говорите. Действительно ли это не нарушает их личные границы? Нет ли в этом психологического или эмоционального насилия? Не говоря уже о сексуализированном. Важно заботиться не только о себе, но и помнить о других людях, которые вокруг нас, — уверена активистка. — Я не думаю, что кто-то из белорусских женщин, кто смотрели эту программу, независимо от их взглядов, чувствовали себя очень хорошо. Неважно, феминистка ты или нет: никому не нравится, когда тебя считают вещью и навязывают тебе, какой ты должна быть.