Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. За 24 года наш рубль по отношению к доллару обесценился в 101 раз, а курс злотого остался тем же. Как поляки этого добились
  2. Находящаяся в розыске в Беларуси Анжелика Агурбаш объявила о новом этапе творчества и возмутила российских пропагандистов
  3. Россия стремится захватить Волчанск, чтобы завершить первый этап наступления, а Украина хочет лучше наносить удары по территории РФ
  4. «Список из 200 человек». Силовики приходят в квартиры уехавших из страны беларусов — что они говорят
  5. Посольство Беларуси в Эстонии приостановило работу консульской службы
  6. «Его охраной занимаются все силовые подразделения Беларуси». Поговорили с офицером, который обеспечивал безопасность Лукашенко
  7. «Нет никаких признаков, что пассажиры выжили». Спасатели нашли разбившийся вертолет президента Ирана — он погиб
  8. У Латушко не получилось. Скандальный рэпер Серега все-таки выступил в Германии
  9. С июля вам могут перестать выдавать пенсию и пособия на детей, если не совершите одно действие
  10. На рынке труда — новый антирекорд. Дефицит кадров нарастает такими темпами, что о проблеме говорит даже Лукашенко
Чытаць па-беларуску


На прошлой неделе депутатка Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская заявила, что беларуски «никогда не были и никогда не будут феминистками». Такой «прогноз» она объяснила некой ментальностью женщин нашей страны. При этом Ленчевская назвала беларусок эмансипированными, потому что они «могут всё: работать с утра до вечера, возвращаться домой, воспитывать детей», и призвала брать пример с председательницы Совета Республики Натальи Кочановой. Писательница Анна Златковская с депутаткой не согласна и наглядно показывает, почему подобное мышление не может привести к счастливой жизни.

Анна Златковская

Писательница, журналистка, колумнистка

Автор книг «Охота на бабочек» и «Страшно жить, мама», колумнистка kyky.org и ныне закрытого журнала «Большой». Три года назад вынужденно покинула Беларусь, но надеется, что однажды сможет вернуться домой.

Нет такой ментальности, обязывающей быть несчастливой. Есть лишь установка на жертвенность, где ты обязана только прислуживать мужчине. Она вдалбливается годами — непонятно только, почему эту установку проговаривают женщины, когда выгодна она лишь не самым развитым мужчинам. Мир стремительно меняется, становясь все удобнее и практичнее. Женщины летают в космос, носят брюки, меняют любовников. И только в Беларуси по-прежнему горит огонь домашнего очага, свято охраняемый упахавшейся хозяйкой.

Приятельница рассказывала, как, будучи замужем в первый раз, она была вот такой «ментальной» женой, делала буквально все. Стирала руками одежду (муж противился покупке стиралки, жалел денег), утюжила одежду, включая рубашки любимого, причем гладильной доски тоже не было (муж считал, что кровати достаточно). Она готовила, убирала, ублажала, и счастье, что детей у них не было, иначе список бесконечных дел стал бы еще длиннее.

Воспоминания о том замужестве вынуждают ее содрогаться, насколько в этом союзе все было подчинено желаниям супруга, а она была для него удобным приложением со множеством функций, не более. Но печальнее всего (призналась сама приятельница), что она считала это нормой. Ее так воспитали, подружки выросли с такой же установкой, мужчины, которых они встречали, также полагали, что в браке у женщины иной роли и нет.

«В моей деревне все так жили. Мужики пили, женщины работали, растили детей и пахали по дому. Другой судьбы там не было. Увидеть папу, гуляющего с коляской по улице, — нонсенс. Счастье — если твой муж не пьет до синевы. Вот такая жизнь», — рассказ, услышанный мною от подруги совсем недавно, хоть от него и веет Средневековьем. И если бы так было только в деревнях! Можно было бы рассыпаться столичным снобизмом и требовать образования в массы. Но нет же. Чиновницы — теперь в лице Ленчевской — проталкивают все те же архаичные ценности.

Некоторые мои подруги жаловались на мужей, которые ничего не делали по дому, считая это обязанностью жены, несмотря на ее рабочий график с девяти до шести. Мамочки умиляются, когда папа занялся младенцем, укачал его ко сну или сменил подгузник. Если муж загружает белье в стиральную машину, гладит сам свои вещи, моет полы в доме — это воспринимается как целый подвиг, подруги исходят завистью. Я помню эти возгласы удивления, что такие мужчины существуют на свете: их избранницам, считали они, повезло. Как правило, так говорят те барышни, которые вынужденно тянут лямку супружества, а вместе с ним и весь этот быт, детей и немного нежности на ночь, если остались силы.

Какой-то замкнутый круг, в нем без перерыва бегает белка женщина — и все это одобряется не только любимым мужем, но и государством. Слабовольный патриархат, неспособный ни на что, кроме зарабатывания денег и воспроизведения детей. Грустно. Грустно, что беларусская женщина под все это подписывается и еще гордится своей лошадиной судьбой. Как в песне «Беларусская жена», написанной невесткой Александра Лукашенко.

Беларусская жена
Своим принципам верна:
Она рубит, сеет, пашет
И не жалуется даже.
И красива — загляденье,
И готовит — объеденье.
Беларусская жена —
Лучше всех других она.

Для нее на первом месте
Только ты и все, что вместе.
В доме лад, порядок, сытно,
И живешь ты добробытно.

Где мужчина и что делает он, осталось за скобками, ведь поют оду женщине, которой даже пожаловаться нельзя на бесконечность вращения колеса рабства. А по-другому вот это все и назвать нельзя.

Печально, что на самом деле беларусские женщины прекрасны. Они действительно и пашут, и сеют, и рожают, и растят детей, и любят своих инфантильных мужчин, не способных выйти за рамки устаревших ценностей, где равенство воспринимается единственно верной нормальностью, и нет никакой разницы, кто моет полы, кто вешает полку в ванной, а кто укладывает спать ребенка.

Как-то в ленте Facebook мне попался один индивид, который чуть ли не капслоком доказывал, что женщины счастливы, только если занимаются сугубо женскими делами (уборка, готовка и далее по списку), а те, кто настаивает на равенстве и — о, это ужасное слово — «феминизме», просто «несчастливые бабы», у которых, конечно, никогда не будет «нормального мужика».

И никак не получалось ему показать иную картину, где женщины счастливы именно без таких мужчин, и счастливы именно с теми, кому не нужно гладить штаны на кровати. Иначе, честно говоря, не очень понятно, зачем вообще такие отношения? В позапрошлом веке остались комплексы незамужних женщин, сегодня ради секса печать в паспорте необязательна. Мужчины, которые считают уборку и стирку ниже своего достоинства, по моим наблюдениям, скучны, асексуальны и закомплексованы. Сегодня в моде иной шарм — самостоятельность и забота, а не брутальность диванного бойца с пивом в руке.

Хочется верить, что однажды в нашей стране установки про всемогущую женщину-служанку изменятся на понятия самости и достоинства. Женщины не будут выбирать роль жертвы и обслуживающего персонала для своих мужей. А мужчины перестанут изображать мальчиков, которых нужно кормить и обстирывать, все-таки из детских штанишек нужно вырастать. И единственной ментальностью беларуски, которую будут озвучивать чиновницы, станет сочетание силы, нежности и самоуважения.

Как вы понимаете, самоуважение — это совсем другая история, в сюжете которой нет таких понятий, как работать с утра до вечера, а потом еще заниматься детьми и хозяйством.

Мнение авторки может не совпадать с позицией редакции.

Беларусская пропаганда транслирует буквально средневековые ценности. Ей можно и нужно отвечать. «Зеркало» дает возможность высказаться как обычным людям, так и известным экспертам и колумнистам. Для нас важно, чтобы вы слышали разные мнения, а не только «идеи» чиновников, которые стремятся превратить живых людей в удобные винтики.

Поддержите «Зеркало», чтобы мы продолжали давать площадку разным мнениям ❤️

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Всё о безопасности и ответы на другие вопросы вы можете узнать по ссылке.